Новости. Омск

Борис Кассал: «Все, что создано – зверью под хвост?»

Недавно прошла новость: Виктор Назаров принял решение переместить часть животных Большереченского зоопарка в «Птичью гавань». Горожане смогут посмотреть кабанов, маралов, зубров, медведей, северных оленей. Министерство природных ресурсов и экологии региона намерено реализовать этот проект в 2016 году.

С переездом в Омск Большереченский зоопарк перестанет быть единственным сельским и самым северным зоопарком. Но дело гораздо серьезнее, чем статус. Конечно, с Большереченским зоопарком надо что-то делать – строго говоря, это зверинец, отставший от современных представлений о зоопарке лет на 200. Справедливости ради скажу, что очень мало зоопарков в мире, строго соответствующих требованиям, которые изложил в своей программной работе английский натуралист, писатель, основатель Фонда охраны дикой природы Джеральд Даррелл. Тем не менее современные зоопарки к этому стремятся. Коротко смысл современных представлений можно передать так: животным должно быть комфортно. У них должно быть все необходимое для жизни в искусственной среде – территория, чтобы двигаться, площадка для общения друг с другом и воспитания детенышей, место для уединения. Очень немногие представители фауны могут нормально существовать в условиях старых зоопарков. Копытным, хищникам нужны пространства. Лучшая современная модель – Сафари-парк, когда животные содержатся не в клетках, а на специально отведенных и огороженных территориях. Посетители гуляют мимо огромных вольеров или двигаются на автопоездах. Хочет волк или олень общения с людьми - продемонстрирует себя, нет – у него должно быть место, чтобы спрятаться. Животных нужно защищать от людей! Современные горожане настолько далеко оторвались от мира природы, что искренне считают, что он существует для их развлечения, не понимая, что у зверья есть своя жизнь.

Но и людей нужно защищать от животных. Интернет пестрит сообщениями о пострадавших в зверинцах людях. Если помните, и в Большереченском зоопарке был случай в 2003 году, когда верблюд укусил за лицо молодого мужчину, забравшегося на невысокое ограждение. Это при том, что верблюд – достаточно спокойное животное, если его не трогать. Львы, тигры стремительны. Но у них, по крайней мере, выраженная мимика – понятно, чего хотят. У медведей, самых крупных и грозных хищников на Земле – нет, к тому же они пушистые, «плюшевые», поэтому так много нападений с их стороны на людей. Только на счету медведей из Большереченского зоопарка два известных случая: вырванные вместе с ключицей и лопаткой и открученные от локтя детские ручки. Даже в цирках после достижения мишками определенного возраста с ними дальше не работают – опасно. Даже у обычно спокойных копытных во время брачного периода резко портится характер: зубр своим широким лбом легко разотрет человека о грунт в однородную массу; олень будет гвоздить рогами упавшего человека, не могущего убежать, лось может перебить передним копытом березу диаметром в 20 сантиметров, - что уж тут говорить даже о крупном человеке? Кто считал, какие вложения потребуются для защиты людей от животных и животных от людей?

Площадь Птичьей гавани очень небольшая - предполагается, что парк будет находиться на 35 га. Единственное, кого можно там содержать – несчастных птиц, которых сбили машины, и то – в ограниченном количестве. Я много путешествую по области, вижу на обочинах множество подранков. Особенно жаль сов, канюков, орлов – это исчезающие виды, занесенные в Красную книгу Омской области. Их можно было бы выходить, вылечить, чтобы дали потомство, которое вернуть в природу. Но заниматься этим некому. Городской станции юннатов запретили это делать по санитарным нормам, у Большереченского зоопарка, по закону, тоже нет на это прав. Животные и техника - серьезная всемирная проблема. Ее пытаются решить по-разному: в Европе строят подземные переходы для жаб, ежиков, ящериц, в Томске жителям раздают специальные наклейки на балконы, отпугивающие птиц, которые бьются о нынешние суперпрозрачные стекла. У нас ни защитой пернатых и зверей, ни экологическим воспитанием заниматься некому. На Севере области раздавленные змеи на дорогах – обычное дело, забава такая у водителей – не пропустят! А ведь уж и гадюка – тоже в Красной книге области. В министерстве природы области работают юристы, экономисты, но не биологи. Собственно, биологов у нас и не готовят. Педагогический университет выпускает учителей, ограниченных методикой преподавания программы, в классическом биология преподается лишь ознакомительно на химфаке, в аграрном - упор в изучении делается на сельскохозяйственных, домашних животных, а не на диких.

По заданию завкафедрой аграрного института Александра Дмитриевича Сулимова я первым в области начал заниматься изучением Птичьей гавани. Мой эскизный план парка, созданный еще в 1982 году, в последующие годы был широко растиражирован прессой и, в конце концов, стал основой для создания проекта благоустройства институтом «Омскгражданпроект». Меня, правда, привлекли лишь на последнем этапе, для создания схемы озеленения западного берега с устройством дендропарка «Сибирская флора». Но в проекте никогда не предполагалось и нет зверинца! С 1982 года на меня не преставали давить: нужно устроить в Птичьей гавани зоопарк. Первый министр природных ресурсов и экологии Омской области Борис Мишкин в 2011 года убеждал меня, что без заявки на зоопарк Птичьей гавани не дадут федерального финансирования. Пошли на компромисс: – я предложил назвать Птичью гавань зоопарком под открытым небом с вольным содержанием и свободным перемещением птиц – тех же, что там жили на воле и живут, но в дополнение создать реабилитационный центр для подранков, которых можно спасти и вернуть в природу. Небольшой - на 10 скромных вольеров! - больше не позволяет площадь!

Устройство даже неполноценного зоопарка в Птичьей гавани – это полное игнорирование законов природы и откровенный волюнтаризм. Каждый Хрущев пытается засеять поле своей кукурузой, но странно, если кукурузу начинают выращивать в Норильске, где для этого нет условий. И для полноценного зоопарка нужны условия, в том числе сотни гектаров земли и миллионы рублей вложений.

Нынешний директор парка Сергей Макаров - профессионал, достойный уважения, он делает многое. Но наследство ему досталось нелегкое. Предыдущий директор Галина Кулекина деньги на озеленение и на премии для себя потратила, но дноуглубительные работы в полном объеме не провела, причем в самой илистой, западной части водоема. Сейчас любое вмешательство с привнесением органики превратит Птичью гавань в гниющее зловонное болото. И произойдет это быстро, потому что органики будет много. Гуляющих мам с колясками будет тошнить уже на входе в парк.

Считайте сами. Не стану приводить объемы суточных экскрементов диких животных, но известная всем свинья, домашняя или дикий кабан, в день производит около 10 килограммов вонючих экскрементов, одна корова или зубр - от 35 до 55 килограммов. Вполне соотносимо с оленем и лосем, я полагаю, которых будет не по одному в зоопарке! У хищников фекалии еще более агрессивные. Заложены такие объемы в проект очистных сооружений «Омскгражданпроектом»? Нет. Там вообще проблема с очистными сооружениями; я в свое время предлагал сделать обводной канал вдоль западной границы территории Птичьей Гавани, но и он в проект не вошел.

Традиция российских зверинцев – сливать отходы в реку. Речка Большая, на которой стоит Большереченский зоопарк, цветет и пахнет. Но это речка, и хотя бы весной она размывается половодьем и выносит свою грязь в Иртыш, который, понятно, от этого не делается чище. А из Птичьей гавани выхода в Иртыш нет, и вскоре после открытия зоопарка она прекратится в огромную навозную лужу посреди города. Людям это точно не понравится, сомневаюсь, что и птицы захотят там жить. Общественница выдвинула идею, губернатор, не сведущий в биологии, подхватил, руководство минприроды тоже, видимо, не понимает последствия такого удовольствия для горожан. Но губернатор и не обязан досконально знать биологию-экологию, у него для этого должны быть консультанты и советники по этим вопросам. А их в омском минприроды нет, - но зачем его чиновники тогда нужны: саженцы населению раздавать?

Все, что создавали в качестве оправы к жемчужине Омска – Птичьей гавани, те миллионы, которые в нее уже вложили, – зверью под хвост? Для того чтобы организовывать хотя бы примитивный зверинец в Птичьей гавани, а о большем не может быть и речи, нужно менять проект, вкладывать дополнительные средства. А в результате все равно получится еще хуже, чем в Большеречье, с отставанием от современности на два века. Для полноценного зоопарка нужно другое место и другие деньги.

Борис Юрьевич Кассал - эколог, доцент ОмГПУ, кандидат ветеринарных наук, профессор Российской Академии Естествознания 

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
Галина26.10.2014 10:26:26
Полная дурость! Тоже самое как если бы Омск переместить в Зимбабве не спросив жителей. Я лично против, причины очевидны и без их описания.
0
0
горожанин26.10.2014 10:47:22
Всё та же Кулекина теперь, как умеющая прибрать к рукам, "облагораживает" гостиницу "Иртыш". Успешно- себе рубль, рабочим копейку. Порода у неё такая.
0
0
Zmielov26.10.2014 12:30:28
С моего появления в Омске, не перестаю удивляться очевидной - на мой взгляд глупости с устройством "птичьего рая" в 100 метрах от ВПП аэродрома центральный, например в Ёбурге в 3 км. от "кольцова" прокуратура, требует убрать свалку дабы не плодить птиц, которые могут нанести вред авиации, а у нас 100 метров никого не волнует, сюр какой то, а теперь и животных сюда навезут, в Большереченском зоопарке летом, вонь стоит ужасная и для полноты ощущений омичам как раз этого вонизма не хватает?
0
0
Александр26.10.2014 13:05:18
Согласен с автором на 200 %
0
0
ART-MEDI26.10.2014 13:54:18
Жемчужина Омска - не слишком ли крутая заява? Я понимаю, что это гипербола, но даже для гиперболы должны быть основания.
Ведь по сути Птичья гавань недалеко ушла от Большереченского зоопарка, и то, и другое - всего лишь капризы вышестоящих.
0
0
Маша26.10.2014 14:02:49
Змиелову. При "совках" "Птичья гавань" не мешала, при том, что и местные линии и сам аэропорт не простаивали. Шиза обострилась при переделе собственности.Под самым разным предлогом - хапнуть. Врали, врем и врать будем несмотря на очевидное.Самое страшное в такой ситуации - рубление сука , на котором сидим все.Мелкотравчатое сознание любого уровня- очень плохо. Как вы все не поймете- не спасет забор в 3 метра от назревающих проблем. Стихия сметет всех.
0
0
Маша26.10.2014 14:06:47
Для Арт-Меди.МЕЛКОТРАВЧАТЫЙ ТРОЛЛЬ.Если разучился видеть кроме дензнаков более ничего, то шуруй отседова до границ РФ, а лучше еще дальше, здесь дышать легче станет.
0
0
Zmielov26.10.2014 14:17:22
согласен с автором на все 100%, при "совках" угнетали кормовую базу, а сегодня там улучшают кормовую базу и увеличивают ко-во и разнообразие пернатых и водоплавающих, чайки теперь массово там присутствуют, врановые, это не пугливые, мелкие чирки...хотя и чирки опасны, бизнес авиация у нас летает... Словно кто то, проводит эксперимент над омичами, на предмет - "предела тупости"?
0
0
SIM26.10.2014 14:25:54
Пролетающие над зоопарком самолеты для животных та еще радость...
0
0
ART-MEDI26.10.2014 14:32:36
Маша26.10.2014 15:06:47 Для Арт-Меди.МЕЛКОТРАВЧАТЫЙ ТРОЛЛЬ.Если разучился видеть кроме дензнаков более ничего, то шуруй отседова до границ РФ, а лучше еще дальше, здесь дышать легче станет.
----------------------
Во как! Выходит, я в точку попал? -)))
0
0
Маша26.10.2014 14:50:47
АРТ-МЕДИ,не буди лихо, пока оно тихо.Не увидела точки, одни многоточия...
0
0
ART-MEDI26.10.2014 14:55:46
Не пугай, пуганый.
А то, что за дурдом родителей теперь приходится расплачиваться их детям - факт. Потому как ни птицы рядом с аэродромом, ни зоопарк в селе - не нужны.
0
0
Маша26.10.2014 14:56:33
И еще... Кто остался в живых из коренных в "Птичьей гавани", на мой взгляд, более достоин жить на этой несчастной территории, чем многие из двуногих , изображающих себя царями и царьками, по- сути являющие из себя подобие метастазирующей раковой опухоли.
0
0
ART-MEDI26.10.2014 14:59:17
Дык как раз именно эти самые "двуногие, изображающие себя царями и царьками" эти недоразумения и сотворили. А теперь что, "осталось только материться". Чем автор и занимается по сути...
0
0
Маша26.10.2014 15:09:32
Для Арт-Меди. Тебя облили презрением, а ты этому рад-радехонек. Ты неадекват?
0
0
Маша26.10.2014 15:12:23
Ну пусть хоть материться кто-нибудь начнет.Это лучше, чем рожи друг другу бить, на радость соседям.Свято место пусто не бывает.
0
0
Маша26.10.2014 15:15:24
Кто на мой НИК присел?
0
0
Маша26.10.2014 15:34:17
Ой, да это же я сама и писала.
Склероз, будь он неладен.
0
0
Зенон26.10.2014 15:45:10
Думаю, запахи в Птичьей гавани будут значительно зловоннее. Т.к. переезд из Б-речья и каждый пролетающий над головами пугливых животных самолет добавят фекалий Омской земле и воде...
0
0
ART-MEDI26.10.2014 15:45:18
Маша26.10.2014 16:12:23 Ну пусть хоть материться кто-нибудь начнет.Это лучше, чем рожи друг другу бить, на радость соседям.Свято место пусто не бывает.
---------------------------
Согласен, Федорова к автору на обучение надо бы послать.
0
0
Ромашка26.10.2014 15:46:35
Б.Ю.Кассал запамятовал имя своего учителя и наставника...? А.Д.Сулимова звали АЛЕКСАНДРОМ!!!
0
0
Маша26.10.2014 16:01:47
Для тех, кто под моим именем. До склероза мне далеко, не дождетесь.
0
0
Станислав26.10.2014 17:01:12
Хочется надеяться, что к мнению автора губернатор прислушается.
0
0
читатель26.10.2014 17:03:34
Согласны с автором статьи, что зоопарк там совсем не нужен!

Ничего нет приятного в том ,что бы смотреть на мающихся животных в клетках! Это просто издевательство над животными,если у них нет условий . А там их нет и не будет
Максимум ,что там может быть это центр реабилитации птиц.
Больщереченский зоопарк тоже не должен уже приобретать для себя животных,у них и этим ,которые есть плохо живется.

Такие зеленые зоны нужны городу и горожанам. Но не надо впадать в крайности - с одной стороны - земли Парка Победы продают для невесть чего,
с другой стороны - хотят тюрьму для зверей сделать!
Сделайте там,какой то филиал вет.института,или станцию юных натуралистов- реабилитационный центр- пускай люди животным помогают, а не смотрят на их жалкое существование в ограниченном пространстве.
0
0
Маша26.10.2014 18:24:29
Так, я опять сама с собой разговариваю. Завтра надо снова к врачу.
0
0
Славянин26.10.2014 18:30:32
А если экскременты вывозить в качестве удобрения на поля?
0
0
Маша26.10.2014 18:58:40
Я вообще я не Маша, а Паша. Но об этом никому ни гу-гу. Все поняли?
0
0
сосед26.10.2014 19:35:24
Ты и не маша,и не паша,а ромашка придурошная

Чо психическое обострение,или промиле лишние?
0
0
соседка26.10.2014 19:48:52
ромашку и без промиле клёва клинет
0
0
ART-MEDI26.10.2014 19:53:19
Да поняли, поняли. Иди уже к своему врачу.
0
0
ART-MEDI26.10.2014 20:19:13
О! Федоров уже и мой ник свистнул.
0
0
вася м.26.10.2014 22:52:56
арт-медя, а кто мой ник свистнул?
0
0
Елена Кутепова27.10.2014 02:49:41
Очень многое "в нашей жизни" происходит от того.....,мол........"закончил" "ликёро-водочный", а "руковожу" в "венико-вязальном" + "понты"+"корона".....вобщем "труба".....
Таки гнать недоумков....без устали.....
0
0
Cepгей Цимбалюк27.10.2014 08:12:27
Зачем в ОМСКом обезьяннике--ещё и зоопарк ?!
0
0
Цимбaлюк27.10.2014 08:14:20
Зачем в ОМСКом обезьяннике--ещё и зоопарк ?!
0
0
Цимбaлюк27.10.2014 08:25:10
Зачем в ОМСКом обезьяннике--ещё и зоопарк ?!
0
0
лилу27.10.2014 13:14:41
Борис Юрьевич исключительно компетентный человек, таких единицы в городе, стоило бы прислушаться к его мнению.
А получается, как фильме \\\"Когда хвост виляет собакой\\\" - зоопарк нам нужен только как обоснование дальнейшего распила миллиарда.
0
0
Валентина27.10.2014 15:59:03
до 300 летия будет ещё много проектов, когда и учесть трудно и проверить затраты не возможно.
0
0
Alex28.10.2014 16:14:06
Бедные животные, * руководители.
0
0
Alex28.10.2014 16:15:31
у России две беды дураки и дороги
0
0
Alex28.10.2014 16:17:21
Руководство дурью блещит
0
0
Alex28.10.2014 16:19:00
Чем провинилась Омская область в чем ее проклятье за что ей достались такие руководители.
0
0
Геннадий26.01.2015 19:53:28
Сколько можно печатать глупости Кассала. Угробил "Птичью Гавань", чего только стоит канал "имени Кассала". Хорошо хоть из педа его выгнали.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru