Новости. Омск

Льняная доля. «И будут в смущении обрабатывающие лен и ткачи белых полотен»

Михаил Артемьев

В Омской области 21 сельское предприятие занимается выращиванием льна-долгунца. В 2017 году планируется возведение в Таре завода по его глубокой переработке и выпуску льноволокна. К 2020 году в два раза увеличатся площади посева, вырастет число рабочих мест, объем производства продукции на льняной основе составит 12,1 тысячи тонн. Наш корреспондент побывал у фермеров в Муромцевском районе.

Я по старой привычке два дня готовился к встрече с героями будущей статьи. Читал Библию, книгу Диогена Лаэртского, стихи Волошина, «Ботанику» с иллюстрациями, исторические очерки, автореферат диссертации на соискание ученой степени. Смотрел фильм Михалкова «Своя земля». Под песню Зыкиной «Сибирский ленок» изучал ГОСТ 2975-73 и целевую программу минсельхоза на 42 страницах.

Если бы среди ночи, накануне поездки в село, разбудили и спросили, что такое Linum usitatissimum, то без запинки бы отчеканил: «Лен посевной, однолетнее растение, древнейшая масличная культура, которую возделывали в Иерихоне еще во времена неолита». А вообще-то для поддержания разговора с костинскими мужиками достаточно было иметь жизненный опыт, отличать тресту от костры, не задавать дурацких вопросов и слушать, постепенно осознавая простые мотивы их подвижничества на сельской ниве…
 

Про колбасу и стыд

Говорю без сомнения и иронии, в 1992 году Омской области крупно повезло. Ее никем не охраняемую границу пересек бывший гражданин СССР Михаил Артемьев. Иммигрант к нам въехал на колесном «шедевре» ереванского автопрома, именуемом «ЕрАЗ». Будучи рассудительным человеком, загодя посчитал, что лучшую долю нужно искать со всеми удобствами. Приварив в машинное нутро газовую плиту, кровать, кресло и спрятав деньги под обшивку, он исколесил полстраны. Ему понравилось муромцевское Костино.

– Чем именно? – переспрашивает Михаил Иванович. – Природой, тишиной, свободой. Помню, зашел в кабинет к директору колхоза «Россия», представился и едва не с порога о себе – образование высшее, техническое, окончил фрунзенский политех, инженер-механик по станкам с ЧПУ и промышленным роботам. Так, мол, и так, хочу здесь жить и работать. Василий Михайлович (царство небесное!) выслушал и говорит: «Люди нам нужны. Переезжай, обеспечу стройматериалами, руки есть – построишь дом…». Договорились с Барнашовым, и вскоре я одновременно возводил себе жилье и создавал колбасный цех, для которого купил в Москве оборудование…

Исход семейства Артемьевых из Кыргызстана подоспел как нельзя кстати. Иначе руководителю самому диогеновским способом – днем со огнем! – пришлось бы искать специалиста по переработке мяса. А тут настоящий инженер. Ничего, нужда научит горшки обжигать.

– Производили около 50 видов колбас, пельменей и полуфабрикатов, – рассказывает Артемьев. – В среднем 10-15 тонн в месяц. Потом выкупили цех и работали самостоятельно до тех пор, пока это перестало быть выгодным. Сначала-то, когда развалилась потребкооперация, люди повезли говядину и свинину напрямую к нам. вырезали всю живность на подворьях. Из-за дефицита на сырьевом рынке возникла сильнейшая конкуренция. К 2004-му нас вытеснили из Омска. Со своими мелкими партиями мы там путались под ногами у крупных сетевиков. Пару лет кое-как выживали благодаря «полежаевским» ярмаркам. Бывало, коммерсанты, видя наше бедственное положение, подсовывали, к примеру, порошки для выпуска сосисок. Дескать, «разбулыжишь водой» – вот тебе и навар в карман. А нам уже тогда было стыдно выпускать дешевые сорта колбасы «для простонародья» из обвалованного, брикетного мяса. И что прикажете делать? Правильно! Искать другую сферу деятельности…

Слева направо: Сергей Березин, Валерий Данилов, Елена Рячкина, Сергей Тропин, Оксана Вольф

Про лен и деньги

Стыд – не дым, конечно, и глаза не выедает. Но охотно верю, что кроме экономической подоплеки у Михаила, его супруги Светланы и ее брата Валерия Данилова возникла нравственная потребность в перемене жизненного уклада. Не все на Руси можно мерить рублем и аршином. Если бы «Ивановичи» мыслили грубыми капиталистическими категориями, то в погоне за наживой могли бы, допустим, осмелеть до наглости, попирать этические нормы и юридические законы. Как известно, при 300-процентной прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы даже под страхом виселицы. Ну и гнали бы сосиски из порошков с эмульгаторами, каррагинаном, соей. Так нет же! Им, видите ли, стыдно.

Кто первый сказал Артемьеву, что выгодно выращивать лен? Не помнит. Возможно, Василий Барнашов, избранный главой Муромцевского района, или Юрий Огородников, начальник управления сельского хозяйства. Важно другое. Узнав о программе «Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области», нашел ее и вместе с женой, которая умница и в финансах дока, посчитал все плюсы-минусы. Документ гарантировал поддержку Власти и завлекал бюджетными субсидиями. То бишь компенсированными выплатами за готовую продукцию, семена, приобретаемые сельхозтехнику и перерабатывающие агрегаты. У них на тот момент имелись в наличии тракторишко, 60 га земли, бизнес-план и смутное опасение «как бы чего боком не вышло».

Мы с Огородниковым приезжали в Костино в октябре 2008-го. У кромки поля, где лен-долгунец лежал в рулонах и снопах, Валерий Иванович Данилов пошутил: «Уборку провели в срок комбайнами и женщинами». Сколько гектаров? Уже 1400. Посмотрели снопы и красóты. Вокруг тишь осенняя, небо синее и – ни одной сельчанки, которая бы, приосанясь, гордо сказала, как некрасовская Матрена Тимофеевна: «А ты бы поглядел меня, как лен треплю, как снопики на риге молочу...».

Да, в общем-то, я видел это дело каторжное и, кажется, лишь российским бабам подсильное. Понятно, никто сейчас Linum usitatissimum вручную не убирает. Есть для того комбайны. Однако тут, в Костино, многое держится на женских плечах. Вклад Светланы Ивановны Артемьевой вообще трудно переоценить – за ней экономический сектор предприятия. Льняному рублю она счет ведет.

Про зябь и озноб

Спустя шесть лет бывшие инженер Артемьев и строитель Данилов (выпускник СибАДИ) говорили мне о севообороте и технологиях, о субсидиях и покупателях, о продукции и деловых партнерах. И так у них гладко и складно получалось, как будто всю жизнь крестьянствовали. Комар носа не подточит. Я же хотел, чтобы они про недостатки сказали через «однако» и «несмотря на то что». Клещами тянул из обоих «критику» власть имущих на селе, а мужики – ни в какую: спасибо, мол, министру Эрлиху и его заму Дранковичу, помогают, чем могут, дай бог им здоровья. «Мы 10 тракторов купили, а бюджет нам вернул 80 процентов затраченных средств». Ну не проймешь ничем! А местное руководство душит втихаря? «Напротив, холит и лелеет». Может, купцы худые? «Нет. Со всей страны едут, в очереди стоят и с руками отрывают семена, волокно, паклю, межвенцовый утеплитель». Так, наверное, денег мало? «Денег много не бывает, но нам своих хватает». И партнеры хорошие? «Да лучше всех! По договору с «Сибирским НИИ сельского хозяйства и торфа» выращиваем супер­элитные сорта льна томской селекции. Гендиректор компании «Ярославльлен» Валерий Куваев недавно помог для нового цеха найти мялки, трясилки, сушилки для тресты и прочее. А сосед Павел Чопозов так и вообще задарма (смеются, что ли?) по осени пашет нам зябь!».

Стоп, стоп… Бесплатный сыр в мышеловке для второй мышки. В чем подвох? Ни в чем. у Артемьева и Чопозова совместный интерес. Лен – культура нежная, ей строгое соблюдение режима подавай и чистую, удобренную почву.
– Своей долей, – объясняет Данилов, – мы вошли в севооборот Павла Александровича. После нашего льна земля парует, на второй год он выращивает там пшеницу, на третий – овес, на четвертый – овес с горохом. И после этого, через осеннюю зябь, опять заходим со льном…

Наверняка вы заметили, что я старательно обхожу стороной цифровые подробности, не пишу о себестоимости, о прибыли, об убытках, о расходах на ГСМ, про урожайность и так далее. Мне гораздо важнее было выпытать не ЧТО делают и производят в крестьянско-фермерском хозяйстве, а КАК именно и за счет чего? Вдали от города тяжело хозяйствовать, тем более – начинать с нуля и за столь короткий срок добиваться выда­ющихся результатов. В озноб от тягот на селе бросает, а у этих – полно всяких дипломов за первые места. К ним уже ездят на совещания и экскурсии. Никита Михалков присылал из Москвы съемочную группу и потом показывал хозяйство Артемьевых всей стране. Как говорится, по труду и честь.

Если все-таки интересны цифры, то – пожалуйста. Предприятие имеет наибольшую посевную площадь льна-долгунца в России. Земли в обороте 2800 га. В зависимости от целей норма высева составляет 30-120 килограммов на гектар. В 2013 году продано за пределы региона более 380 тонн семян высших репродукций. Конечно же, Артемьевы и Данилов ищут любые варианты, которые бы приносили прибыль и позволяли развиваться. У КФХ отходы производства (древесная костра, шелуха и прочее) составляют примерно 5 тысяч тонн. Михаил Иванович, будучи на Алтае, увидел, как работает пеллетная линия. После поездки, обмозговав хорошенько, купил такую же. Не будь собственных пеллет, нынче пришлось бы тратить деньги на «экологически грязные» мазут, уголь и дрова. Отходы – в доходы, и чистая экономия. В районе смотрят на внезапно возникший топливный «клондайк» и оснащают котельные современными котлами.

Сегодня в КФХ Артемьевых трудятся пятьдесят человек. Зарплата здесь сезонная и сдельно-премиальная. У механизаторов – от 8 до 30 тысяч рублей. По городским меркам суммы, конечно, не великие, но для села вполне приемлемые. Для людей на селе имеет значение сам факт занятости в важном деле. Нельзя не сказать и вот еще о чем. Фирма, едва вставшая на ноги, построила для сотрудников четыре усадьбы и еще две стоят под крышами в ожидании весны и отделки. Есть столовая, парикмахерская, в перспективе – детский сад. А там, глядишь, и… Однако не будем загадывать, пожелаем успехов и всех мыслимых благ в промышленных объемах!
 

P.S. В одном из ближайших номеров журнала «Бизнес-курс» мы вернемся к теме и расскажем, как обстоят дела в отрасли.

Текст и фото: Сергей Шкаев

«Бизнес-курс» №4 от 11.02.2015 г.

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
1
Иван17.02.2015 01:42:48
Уважаемые, а где же небезызвестный "Знаменский лён", за который 15 миллионов выложило в конце прошлого года областное правительство? Строим очередное предприятие в Таре, чтобы нашелся очередной Эрлих и Битенюк с их аферкой по перепродаже старого оборудования?
3
0
ЛЁН МОЙ, ЛЁН17.02.2015 13:36:39
Сегодня мне невесело, сегодня я грущу,
Как будто что потеряно, как будто что ищу.
Куда меня знакомая дороженька зовет?
На полюшко колхозное, туда, где лен цветет.
Лен, лен мой, лен,
Ох, тот, кто нравится,
Он не в меня влюблен.
Лен, лен мой, лен,
Лен, лен мой, лен,
Ох, не в меня он влюблен,
Ох, не в меня,
Лен мой, лен...
Не я ль весною раннею садила мой ленок,
Его посеять вовремя не ты ли мне помог?
Но почему же снова ты не хочешь мне помочь?
От чувства безответного страдать мне день и ночь.
Остановлюсь я на поле, присяду, лен примну,
Присяду, спрячу грустные глаза свои во льну.
Слезу заметив горькую, меня ленок простит,
Он, может быть, по-девичьи со мною погрустит.
7
0
Наталья17.02.2015 15:27:05
Сергей Николаевич, спасибо за интересный материал! Вот только мне жаль, что в Омске простым потребителям, таким как я, негде купить местный лен для приготовления полезных хлебцов, каши и т.д. Я, к примеру, покупаю лен в специализированном магазине "И-МНЕ" и выращивают его ... в Канаде (. А когда я спросила у продавцом, почему же не продают омский лен, мне сказали, что нет поставщиков, а они бы с радостью.
5
0
Горожанин18.02.2015 15:57:40
Сергей Николаевич – Вы известный профессиональный журналист, с конца 80-х годов в качестве «собкора» газеты «Советская Россия» явились свидетелем роста могущества экономики Омской области и 20 лет безжалостного уничтожения села, диктата единственного «правильного» мнения губернатора Полежаева Л.К.
Настоящие крестьяне М.Артемов, В.Данилов отдавшие лучшие годы жизни сохранению технологии выращивания льна в условиях Муромцевского района, после всего пережитого, как они могут критиковать министра Эрлиха и его зама Дранковича. Да их просто окончательно уничтожат…
Больше 2 лет Полежаева нет, а эти его «стратеги» продолжают достаточно уверено разваливать село. Они «делали» в 2014 году «Знаменский лен» где вложено более 15 млн. рублей, калачинский «ЛенОм» более 100 млн. рублей, теперь планируют льняной завод в Таре.
Калачинский «ЛенОм» абсолютно мертвое предприятие с момента его рождения, построен там, где лен не возделывается и сырье необходимо поставлять за 200 км., закрыт и готовиться к банкротству.
В программе «Диалог с губернатором» Виктор Назаров неуверенно и совершенно неубедительно обосновывал назначение Эрлиха В. министром сельского хозяйства.
Сергей Николаевич, где же ваша журналистская принципиальность, где «явления» выражающие суть льняной проблемы Омской области. Печально и грустно, неужели даже на столь блестящего журналиста БК55 действует так угнетающе.
1
0
Елизавета19.02.2015 13:05:11
Регион субсидирует на 80% лён и рапс, чтобы потом семена и сырье продавались в другие регионы, это по нашему, по-омски. Еще заводов по переработке льна построим плюсом с ЛенОму и Знаменскому льну, за счет бюджета естественно. Также как сапропель финансировали раньше (Сибирская органика), как завод по пераработке масличных культур в Таврическом сейчас, рыбзавод Бородино в Омске, бойни в районах и многое другое. Время прежнего губернатора прошло, с его 12-ым каналом, а клоуны из минсельхоза продолжают кукольные представления через другие источники информации показывать. Автор Шкаев в конце статьи пообещал показать состоянии отрасли в целом, очень хочется увидеть оценку за весь период действия программы, только реальную, а не такую же с позиции розовых очков как в статье. Если бы в северных районах фермерам дали заниматься выращиванием картофеля и молоком, они бы с удовольствием этим и занимались, но только доступ на рынки закрыт для их картофеля и молзаводы в тех районах перестали существовать.
0
7
анатолий04.03.2015 18:10:20
Прочёл статью, могу только сказать: свежо предание, но верится с трудом. По-моему эти люди в статье вымышленные в воспалённом мозге этого писателя. Нет льна в Омской области, это плод воображения нездорового мозга Полежаева. Не видел я полей со льном в Муромцевском районе.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru