С какими задачами прибыл в Омск проверяющий из МВД РФ генерал-майор Эдуард Соболь? Снять Томчака или защитить главного омского полицейского от потока оголтелой критики?
Инспекция омского МВД, которая в эти дни проходит со стороны федерального вышестоящего ведомства, обрастает в Омске всевозможными скандалами, слухами и домыслами.
Одни утверждают и делают все возможное, чтобы по итогам проверки, ревизор из центра Эдуард Соболь сделал вывод «о несоответствии руководителя омского УМВД занимаемой должности». Такое мнение превалирует, такая позиция муссируется и даже насаждается в среде местных правозащитников, в соцсетях и на форумах. Вот только в плане обоснования доводов недовольные инкриминируют Томчаку почему-то вещи ему абсолютно не подконтрольные и не посильные. Войну в Донбассе, например. Или коррупционные дела десятилетней давности, по которым уже все мыслимые и законом обозначенные сроки реагирования истекли еще при прежнем руководителе.
О скандале с общественной приемной московского инспектора, когда часть жалобщиков оказалась за воротами УСВД или в его подвальных бомбоубежищах, не поведал разве что ленивый блогер.
И вот новая порция слухов. Омск заполонили пикантные подробности проверки Эдуардом Соболем и его командой одного из городских отделов полиции. Несмотря на то, что направления передвижения и объект интереса ревизоров из Москвы тщательно скрывается от местного полицейского начальства, общий предмет целеполагания следующей инспекционной поездки просчитывают. На днях поступила ЦУ, что высокий гость поедет по ОП. Какой именно и когда, не уточнялось. Все готовились.
Соболь с коллегой в штатском появились в Отделе полиции №8 САО г.Омска. Где-то в десять вечера. Сообщили дежурному о том, что у них только что открыто похитили борсетку. «Мужики, давайте завтра приходите, не до вас, честное слово. Здесь проверка из Москвы должна нагрянуть. Ждем-с», - якобы был ответ из-за пульта управления дежурной части. Так гласит почти уже легенда.
Соболь с сотоварищем спорить не стал, вошли в положение взволнованных полицейских чинов. Отошли в сторонку бедолаги. Приметили, что автоматчика в тамбуре ОП нет, железная бронированная дверь, ведущая в райотдел, находится без присмотра и открыта. Зашли.
В первом попавшемся кабинете никого не было. На столе папки с делами. Ни дать ни взять как в кино про Жеглова и Володю Шарапова! Поднялись на второй этаж. В тиши и сумраке коридора обнаружили приоткрытый кабинет. Дознаватель девушка отчаянно печатала на компьютере.
- Почему так поздно на рабочем месте, - уже слегонца с железом в голосе озадачил сотрудницу проверяющий. – Так не успеваем, - был вполне ожидаемый ответ. Неожиданным оказалось содержимое пакета рядом с жертвой трудотерапии. В нем находились упаковка конфет, бутылка коньяка и бутылка водки. В принципе, казалось бы, ничего серьезного, но соответствующими приказами и инструкциями МВД присутствие алкоголя на рабочем месте запрещено. Так ли это, утверждать не берусь, лишь передаю обсасываемые сегодня подробности вояжа Соболя в ОП№8. По мне так в сериалах про «ментовские войны» или про «улицы разбитых фонарей» полицейские и часа не могут прожить без глотка живительной градусной влаги. А здесь пакет рядом, алкоголь в запечатанном виде – «для себя», а человек добросовестно трудится. В 11 вечера. Не наказывать, а поощрять нужно!
Насколько соответствует правде данная байка или нет, но мне ее подтвердили несколько бывших и действующих полицменов, в том числе и из ОП-8.
– Такое не просто могло быть, но и мы про это уже слышали! – заявили они мне в один голос.
Теперь, собственно, о том, в плюс это будет генералу Томчаку или в минус? Если навскидку – ничего хорошего в данном очередном красочном колоритном «инциденте» нет. Но, с другой стороны, о том, что начальников городских отделов полиции нужно снимать, Томчак не так давно публично заявлял. И это реально так. Высокие чины Омска просто заелись, заросли бумагами, отписками и за всем этим потеряли пульс жизни, смену криминальных акцентов, результативность и подотчетность населению. Больше всех и давно достается в этом смысле ОП-8. И очень даже справедливо.
Вот и получается, что если не снимать приехали московские проверяющие Юрия Томчака (чего бы очень хотелось отдельным политическим силам), то с их помощью омскому генералу вполне под силу расстаться под шумок и под обстоятельства с рядом одиозных полицейских руководителей: «Без обиды, мужики!».
А в целом позитивные перемены в омской полиции я вижу воочию. В общественном транспорте сегодня пассажир в форме сотрудника полиции это уже не исключение, а обыденность. И это правильно! Ближе должны быть правоохранители к своему народу. И к его чаяниям.
Пока хотя бы так…
Александр Грасс