Новости. Омск

Нужна ли России национальная космическая станция?

Георгий Гречко

Россия обзаведется национальной орбитальной космической станцией к 2023 году, заявил президент Владимир Путин во время прямой линии в четверг. Станция, сказал Путин, нужна с точки зрения народного хозяйства. С ее борта будет видна вся территория РФ, а не те 5%, которые можно наблюдать с МКС.

Помимо экономического, станция будет иметь и «всякое другое специальное значение», сказал президент.

Руководство российской космонавтики сомневается в целесообразности дальнейшего участия в проекте МКС.

Срок эксплуатации Международной космической станции продлен до 2024 года.

Би-би-си обратилась к летчику-космонавту СССР Георгию Гречко и эксперту по космической политике Юрию Карашу с просьбой высказать свои соображения по поводу проекта новой российской космической станции.

Застой или прогресс?
«Это отдаленная перспектива, но тоже нужная для нас, нужная с народнохозяйственной точки зрения», — сказал Путин по поводу запуска национальной космической станции.

По его словам, «МКС нами активно используется для науки, для народного хозяйства, но с МКС видно только 5% территории Российской Федерации». «С национальной станции мы, конечно, должны будем видеть всю территорию нашей огромной страны», — отметил Путин.

Эксперт в области космической политики Юрий Караш полагает, что реализация плана национальной станции будет означать «застой в российской космонавтике». С момента вывода на орбиту первой космической станции «Салют-1» в 1971 году «вся космическая деятельность России — это бесконечное вращение вокруг Земли. Мы этим занимаемся уже 44 года», — говорит Караш.

«Я, как космонавт, очень рад этому», — сказал Георгий Гречко. Путин хорошо обосновал проект, полагает ветеран советской космонавтики, который провел в космосе более 130 суток. С национальной станции будет видно более 90% территории России, прогнозирует Гречко. Сейчас «вся Арктика, ей уделяется сейчас много внимания, — она не видна» с МКС, отмечает космонавт.

Караш настроен скептически: «В 2023 году мы выведем очередную околоземную станцию, которая будет пародией не только на МКС, но и на «Мир».

«Люди не нужны»
Как полагает Юрий Караш, те, кто дает советы Путину по космическим вопросам, не объяснили президенту, что с задачей наблюдения за территорией страны из космоса успешно справляются автоматические аппараты, которые стоят куда дешевле, чем орбитальная станция.

«Почему с новой станции будет видно больше территории? Да по одной простой причине: ее, видимо, собираются вывести на полярную орбиту, то есть она будет перпендикулярна экватору», — говорит Караш.

На полярные орбиты выводят, в частности, спутники-шпионы.

Георгий Гречко считает, что новая станция должна быть посещаемой. По его мнению, на станции, предназначенной для решения экономических задач, люди не должны находиться постоянно. «Когда на станции все в порядке, то присутствие человека мешает, пока на станции все хорошо, она сама работает 24 часа в сутки без перерывов на обед и на сон», — говорит Гречко. Присутствие человека на таких станциях, полагает Гречко, нужно лишь тогда, когда требуется исправить неполадки, заменить приборы, провести модернизацию.

Все те же «Союзы»
По большому счету, полагает Караш, никто базу строить и не собирается. Если она все же будет построена, летать на нее, говорит эксперт, будут все те же корабли «Союз». По его мнению, модернизированные «Союзы» так же мало отличаются от тех, что начали проектировать еще в 1962 году, как автомобиль ВАЗ-2106, снятый с производства в 2006 году, от ВАЗ-2103 образца 1972 года.

Георгий Гречко, в свою очередь, утверждает, что нынешние корабли «Союз» похожи на своих предшественников только внешне. Он думает, что летать на новую станцию, если она появится, будут многоразовые или частично многоразовые корабли.

Больше всего космонавту по душе проект покойного конструктора Владимира Сыромятникова, который в свое время предложил многоразовый корабль гибридного типа — без теплоизоляционных плиток, самого уязвимого элемента космических челноков. Корабль Сыромятникова, по замыслу конструктора, входит в плотные слои атмосферы как одноразовый. Когда гасится скорость и падают перегрузки, он раскрывает крылья и становится самолетом, то есть «может приземлиться на любом аэродроме».

Как говорит Гречко, не нужна будет громоздкая поисково-спасательная система с многочисленными самолетами и вертолетами, «только жена с цветами».

Путь к Марсу
Пока Россия продолжает вращаться вокруг Земли, говорит Юрий Караш, США, Европа и Япония идут в дальний космос. Они готовят миссию к астероидам, а в середине 2030-х годах и полет на Марс.

Георгий Гречко считает, что околоземных станций должно быть, как минимум, две. Одна из них, по мнению космонавта, должна стать базой для подготовки полета к Марсу. Тренировки на земле уже прошли, напоминает он и называет программу «Марс-500»: «Следующее испытание для полета на Марс, с моей точки зрения, должно происходить на орбите вокруг Земли. Там и невесомость, там может быть и натуральный марсианский корабль».

В случае непредвиденных обстоятельств, угрожающих жизни людей, «можно просто спуститься на Землю за полтора часа», предполагает Гречко.

По мнению Юрия Караша, если станция и будет построена, она станет «мотелем для космических туристов» или тренировочной базой для представителей тех стран, которые делают первые шаги в космосе.

Гречко думает, что восемь лет на создание станции — это даже много, поскольку уже есть готовые модули, например ОКА-Т. Модуль предназначался для МКС, но потом Россия решила не отправлять его на орбиту.

По словам Караша, часть модулей будет отстыкована от международной станции и пущена на строительство национальной. Но восемь лет, как считает он, срок нереальный.

«Ракету-носитель «Ангара» делали 20 лет, а это система попроще, чем космическая станция», — говорит Караш.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
Сыздык18.04.2015 08:11:00
Очередной распил без возможности оценить народу конечный результат, типа РоснанО или Сколково.
0
0
ART-MEDI18.04.2015 09:42:09
Какой нафиг 2023 год? У России денег осталось в лучшем случае на два года....
0
0
shlick5918.04.2015 12:27:08
Дядя Вова ясно выразился:"Помимо экономического, станция будет иметь и всякое другое специальное значение".Кто знает,может к проету "Буран" решили вернутся(базироавние эскадрильи на орбите.По данным американцев их было изготовлено 11-13,где?) Бог с ними с планами,убивает,что в нашей стране,как завещал Великий Ильич :"Каждая кухарка,может научится управлять государством".Бог с ним ,что у нас лавочники и геологи театрами руководят (вещь допустимая от способностей зависит,хотя раньше руководителе и администраторов культуры обучали),Но что бы быть экспертом в технических вопросах,тем более довольно закрытых,надо иметь профильные знания и желательно практику.
Справка об эксперте по космической политике:
Юрий Юрьевич Караш
Образование:
В 1980 году среднюю школу N809 в Москве.
В 1980 - 1985 годах учился на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил с красным дипломом.
В 1985 - 1988 годах учился в аспирантуре Института Латинской Америки (ИЛА) АН СССР, после защиты диссертации получил учёную степень кандидата исторических наук.
В 1991 - 1992 годах учился в Высшей школе международных исследований при университете им. Джонса Гопкинса (город Вашингтон, округ Колумбия) и получил учёную степень магистра внешней политики (MIPP).
В 1992 - 1995 годах прошел лётную подготовку в авиашколе гражданской авиации при авиакомпании Bay Bridge Aviation (Бэй Бридж Эйвиэйшн), США, штат Мэриленд.
В 1992 - 1997 годах был аспирантом Американского университета (город Вашингтон, округ Колумбия). Получил учёную степень доктора философии США (Ph.D.) по специальности «Международные отношения» с концентрацией на вопросах космической политики. Тема диссертации «Российско-американское сотрудничество в космосе».
В 1999 году окончил курсы интернет - маркетинга Galaxy в США, в 2000 году окончил курсы инвестиционного менеджмента при Московском университете экономики, статистики и информации.
Космическая подготовка:
Был одним из участников набора по программе «Космос-детям».
Квалификация:
В 1985 - 1991 годах был лётчиком-спортсменом ЦАК ССР им. В.П. Чкалова и аэроклуба ЛИИ им. М.М. Громова. Имеет 2-ой разряд по самолётному спорту и 3-ий по парашютному спорту.
В 1995 году в США получил диплом профессионального пилота с правом перевозки пассажиров на одно- и многомоторных судах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
0
0
Дмитро18.04.2015 16:43:47
Если ВАЗ-21063 вполне могут выполнять поставленные задачи на имеющихся дорогах, и если 97% рынка легковых авто будет заменено ими (производимыми на региональных автозаводах), то это будет нормально, но задачи космических кораблей и станций разработки 1962года давно выполнены. Разве что на теневой стороне отлавливать предположительно заразную/патогенную космическую пыль и пытаться лечить созданным в 21 веке. Опять же, не факт, что она сходна с марсианской или иной планетарной, а подрыв участка марсианской поверхности переморит 90% флоры, даже если траектория пыли и обломков будет направлена в область сбора материала на орбите Земли. Опять же, микробная нагрузка на скафандр в реальных марсианских условиях отличается как чувствительность микроба к препаратам в пробирке от чувствительности в крысе, а чувствительность в крысе от чувствительности в персонале. Опять схема сводится если не к марсоходу, то к буру-распылителю, и не известно что будет если шлейф пыли не сгорит в верхних слоях земной атмосферы.....
0
0
Капитан Овечкин19.04.2015 22:07:47
shlick5918.04.2015 12:27:08
--------------
Молодец... и сразу все вопросы отпадают)))
0
0
Zmielov20.04.2015 17:40:55
Современная МКС на цели наки России используется на 5-10% из 100 по сравнению с коллегами, строить для такой загрузки новую бред бредятский, самое ценное на станции - оборудование, всем известно, что своего у нас нет и не предвидится мирового уровня,а "наковальню" с МКС перевозить смысла нету
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru