Во вторник Россия дала понять, что наложит вето на любую резолюцию ООН, которая санкционирует уничтожение судов в портах Ливии. Фактически она исключила возможность юридической санкции, в которой ЕС, по его заявлениям, нуждается для проведения подобной операции.
Позиция Москвы созвучна опасениям некоторых официальных лиц ЕС, Вашингтона, Великобритании и ООН. Они сомневаются, что интервенция в ливийских портах - шаг благоразумный и осуществимый в ситуации, когда разведданные фрагментарны, а оперативные риски высоки.
Официальные лица склоняются к тому, чтобы дать потенциальной военной миссии ЕС более узкие полномочия: например, по поиску и спасению мигрантов, а также право останавливать и конфисковывать суда контрабандистов в море.
«Одно дело - ловить контрабандистов, которые возят людей, и накладывать арест на эти суда, - заявил Владимир Чижов, постпред РФ в ЕС. - Но уничтожать их - значило бы зайти слишком далеко».
Чижов добавил, что уничтожение кораблей без решения суда и согласия страны, на территории которой они находятся, было бы равносильно «нарушению существующих норм международного права».
Алекс Баркер и Джеймс Полайти