Омские «транспортные новости» - как сводки с боевых действий: «водитель умер за рулем», «избит и помещен в реанимацию владелец частного маршрута», «обстреляна Газель с пассажирами».
На ниве частных пассажирских перевозок в Омске полный «отстой». Это что касается позитивных и обнадеживающих местных пассажиров тенденций. Зато пессимистических новостей богатый урожай.
Почти все местные СМИ рассказали про водителя маршрутки, который скончался за рулем своего железного коня на конечной остановке «Стрельникова». Мало кто сообщил пикантные подробности. 55-летний Сергей Назаров долгое время и вполне спокойно трудился в компании у легального перевозчика пока, как утверждают лица его знающие, под прессингом сотрудников объединения «АВТОДОР» не вынужден был перейти в эту структуру (маршрут №322). Ежедневная нервотрепка с оплатой различных «взносов» окончательно подорвала здоровье не молодого уже мужчины. На это он постоянно жаловался своим прежним коллегам. Как и на то, что в рейс нередко приходилось идти с болевыми симптомами, ведь медицинский осмотр, судя по этой видеозаписи, у его нового работодателя превратился в пустую формальность.
Вот так, без какого-либо медицинского участия, простукивают путевые листы в крупнейшем нелегальном автоперевозчике Омска «АВТОДОРе». Неужели и после столь вопиющего случая, как «смерти за рулем», работодателем, орудующим на рынке пассажирских перевозок, не займутся компетентные органы и прокуратура?! Кстати, эта «смерть за рулем» не первая. В прошлом году также от сердечного приступа скончался водитель Александр Сергеев (маршрут №365). Мужчина длительное время категорически отказывался переходить, как передают его слова близкие, «под крышу криминального «АВТОДОРа». Он неоднократно обращался в полицию с заявлениями. Видимо, безрезультатно. Но после одной из многочисленных разборок сначала был госпитализирован по «скорой помощи» в БСМП-1 с признаками сердечного приступа, а потом скончался в больничной палате. Не исключено, что подобных смертей много больше. Кто бы их систематизировал и анализировал?
В принципе последние кадровые перестановки в УМВД России по Омской области, озвученные генералом Юрием Томчаком, оставляют надежду, что отношение к этим и многим другим вопиющим фактам на рынке «частных пассажирских перевозок» Омска кардинально изменится. По данным конфиденциального источника, кураторство вопросов нелегальных пассажирских перевозчиков приписывают теперь уже бывшему замначальнику регионального МВД господину Борисову. Возможно, именно поэтому почил в бозе высокопоставленного правоохранительного бардака и инцидент с нападением на двух легальных омских перевозчиков Артема Зайцева и Гамлета Акопяна, избитых и «подстреленных» в криминальных разборках еще в конце января. Уголовное дело по тяжкой статье и с тяжкими последствиями для потерпевших откровенно волокитится, а фигуранты преспокойно пребывают на свободе.
Более того, на днях в отношении предпринимателя Акопяна совершены новые преступные действия: на автостоянке приведен в негодность новый микроавтобус, принадлежащий перевозчику.
Понесший значительные убытки владелец считает, что данные действия могут исходить только от его главного конкурента «АВТОДОРА». Версию подтверждает до боли знакомая «манера ведения переговоров». Мотивом же, побудившим конкурентов к активным действиям, могли стать состоявшиеся недавно два судебных вердикта омского Арбитражного суда (судьи Л.А.Крещановкая и К.В.Храмцов). По ним действия департамента транспорта мэрии Омска, отозвавшего у ИП Г.О.Акопяна и ИП А.И.Макарова лицензии на маршруты №362 и №317, признаны незаконными. Но перевозчиков запускать обратно на линию никто не собирается. Созданные «с нуля» ныне накатанные и прибыльные маршруты уже крепко приватизированы нелегалами из «АВТОДОРа».
Создается впечатление, что в Омске вместо Закона действует так называемый средневековый принцип - «право первой ночи»: все водители, кто высказывал нежелание вступить с «АВТОДОРом» в отношения, или вынуждены были уйти, или подчиниться новым правилам. Впрочем, получение контроля над легальными и согласованными с властями маршрутами официально установленным порядком – уже вчерашний день. Омск заполонили откровенно нелегальные «маршрутки» и маршруты. Без каких-либо документов трудятся «Газели» под номерами №№374, 373, 343, 365, 500, 413 и многие другие. Видимо, самой показательной в этом перечне может быть «схема» недавно появившегося на улицах Омска маршрута №99. За этим нелегальным сообщением «Чкаловск – Солнечный» стоит другой видный омский перевозчик «Безопасный город». Для того, чтобы запустить протяженный и, видимо, суперрентабельный маршрут, сначала… был уничтожен популярный маршрут-конкурент №311, который, прежде всего, устраивал пассажиров и своей небольшой протяженностью, и своей оптимальной схемой движения. Но «Безопасный город» взял в кредит новые микроавтобусы, и ему в счет обслуживания возросших затрат, видимо, стали нужны новые подросшие источники финансирования. Карман рядового омского пассажира, похоже, самая подходящая, безразмерная и неиссякаемая для этого жила.
Транспортная вакханалия в Омске стала настолько очевидна, что уже местами прорывается наружу в откровенно беспредельных вещах, которые не укладываются в обыденное сознание. Буквально вчера маршрутное такси с 10-ю пассажирами на борту пыталась оторваться от… полиции! Не скажу ничего нового или сенсационного, если уточню, что машина-нарушитель трудится под вывеской того самого «АВТОДОРа».
Им, по ходу, в Омске никакие Законы не писаны…
Александр Грасс