Новости. Омск

Германия

Российскому авторынку нужно пять лет на восстановление

Фото с autotom.ru

Продажи легковых автомобилей в России выйдут на докризисный уровень в 2020 году, прогнозируют аналитики. В нынешнем году рынок просядет на 30-40%.

Российской автомобильной отрасли понадобится пять лет, чтобы преодолеть последствия кризиса и выйти на докризисный уровень продаж. Такой прогноз дают несколько международных консалтинговых компаний.

В 2015 году продажи рухнут на 25-35% к уровню прошлого года, однако в последующие пять лет рынок будет расти в среднем на 10% в год, говорится в июньском исследовании российского автомобильного рынка, подготовленном Boston Consulting Group (BCG). В результате в 2020 году продажи легковых автомобилей в России могут составить 2,78 миллиона, прогнозируют в компании. Это соответствует уровню рекордного 2012 года, когда в России было продано 2,7 миллиона легковых автомобилей.

Потенциал роста сохраняется
Таких показателей автомобильной отрасли удастся достичь, если нынешняя политическая ситуация останется без изменений и против России не будут введены новые санкции. А также если стоимость нефти до 2020 года будет держаться на уровне 60-75 долларов за баррель, а курс доллара будет колебаться в пределах от 48 до 60 рублей за доллар. В 2015 году в этом случае будет продано 1,7 миллиона автомобилей. Это базовый прогноз, который аналитики BCG считают наиболее вероятным.

По сравнению с другими странами с переходной экономикой российский автомобильный рынок - самый волатильный, объяснил в интервью DW старший партнер BCG Николаус Ланг. «Опыт предыдущего кризиса показал, что рынок может за год рухнуть на 50% и вновь восстановиться за один-два года», - вспоминает он. К тому же у российского авторынка хорошие предпосылки для роста с точки зрения уровня автомобилизации населения, добавляет Ланг. По этому показателю Россия сильно отстает от развитых стран, отмечает он: на тысячу россиян приходится всего 295 автомобилей, в то время как в Германии - 600, а в США - 670.

Если продажи вернутся на докризисный уровень к 2020 году, рынок будет восстанавливаться четыре года, то есть в два раза дольше, чем после предыдущего кризиса, констатировал Ланг: «В любом случае у рынка есть возможность для дальнейшего роста».

Неутешительный год
Аналитики PriceWaterhouseCoopers также ожидают восстановления рынка до докризисного уровня в течение следующих пяти лет. «В текущих условиях это оптимистично, но вполне достижимо», - считает глава автомобильной практики PricewaterhouseCoopers (PwC) в Москве Сергей Литвиненко. Такие же сроки восстановления называют и в Ernst & Young.

Среди основных факторов, которые будут определять динамику рынка до конца года, аналитики выделяют курс рубля и его влияние на цены производителей и покупательную способность населения, темпы восстановления экономики и геополитическую ситуацию.

В PwC ожидают, что в нынешнем году продажи упадут на 35% к 2014 году. Прогноз Ernst & Young - минус 40% при цене на нефть в 50-70 долларов за баррель и курсе доллара в 60-80 руб.

Сценарии для авторынка
Однако в BCG рассматривают и другие варианты развития событий. Помимо базового, в исследовании компании представлены еще три сценария развития российского автомобильного рынка до 2020 года. Наихудший предполагает серьезное ужесточение антироссийских санкций вплоть до запрета экспорта российской нефти в Европу и США и отключения России от международной межбанковской системы обмена информацией SWIFT. При этом цена мне нефть до 2020 года держится на уровне 45-60 долларов за баррель, а курс рубля падает до 60-80 рублей за доллар. В этом случае в 2015 году будет продано лишь чуть более 1 млн автомобилей (минус 58% к прошлому году), а в 2020 - 1,74 миллиона.

Те же показатели по цене нефти и курсу рубля предполагает и пессимистический сценарий, согласно которому также усилится политическая неопределенность и против России будут введены новые санкции, хотя и не такие жесткие. В этом случае продажи в нынешнем году сократятся на 41% до 1,47 миллиона штук, а в 2020 году составят 2,48 миллиона, прогнозируют в BCG.

В случае реализации оптимистического сценария, при котором цена нефти вновь вернется к уровню 70-100 долларов за баррель, рубль укрепится до 36-51 рублей за доллар, а санкции будут постепенно отменяться, продажи в 2015 году снизятся на 23% до 1,92 миллиона, а в 2020-м достигнут 3,17 миллиона.

России не угнаться за Европой
В ближайшие годы будет расти доля региональных продаж, ожидают эксперты. Сейчас основной спрос сконцентрирован в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, говорит Ланг. Однако, по его словам, постепенно спрос будет смещаться в более мелкие города с населением до 100 тысяч жителей. Это связано с тем, что возраст автомобилей в регионах традиционного выше, чем в крупных городах, а значит, больше и потенциал обновления транспортных средств, объясняет Ланг.

«Учитывая историческую тенденцию увеличения доли региональных продаж, мы ожидаем, что она сохранится», — согласен глава автомобильной практики в Ernst & Young Андрей Томышев. Это означает, что в ближайшие годы будет расти и уровень автомобилизации россиян, полагает он. Однако даже в этом случае у России немного шансов догнать по этому показателю развитые страны. В зависимости от темпов восстановления экономики пройдет от 10 до 15 лет, прежде чем количество автомобилей на тысячу жителей России достигнет 400, прогнозируют в Ernst & Young.

Ирина Филатова

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru