Врио губернатора Виктору Назарову при дефицитном облбюджете достаточно всего 2,5 млн руб. дивидендов от ОАО «Высокие Технологии» потому, что хозяин предприятия доплачивал и еще кое-что неофициально?
В интервью «Коммерческим вестям» Виктор Назаров опроверг наличие у региональных властей намерения продать принадлежащий области пакет в 30% акций ОАО «Высокие Технологии». «Мы не ищем там такой экономической составляющей, как наполнение бюджета», - заявил врио губернатора.
Можно подумать, что у нас все в порядке с другими источниками финансирования хронически дефицитного областного бюджета в условиях экономического кризиса по всей стране, а дивиденды в два с половиной миллиона - это нормально для предприятия, чей годовой оборот исчисляется сотнями миллионов. Да, бывают, конечно, крайне низкомаржинальные виды деятельности, где прибыль не превышает 3-5% от оборота, но к предприятию Сергея Морева, по мнению источников в бизнес-среде, это не относится.
Такой же вывод можно сделать, кстати, и по одним только приписываемым Мореву расходам на его любимое ныне хобби - политику. Например, «СуперОмск» пишет, что, по слухам, только на обеспечение «правильного» голосования подконтрольных ему депутатов Горсовета «теневой губернатор» платит в год в несколько раз больше. И это не считая вероятных расходов на текущую губернаторскую кампанию. Кстати, именно с ними связана одна из версий, почему в облправительстве отказались от продажи пакета, но об этом чуть позже.
Пока же напомним возможные резоны для продажи акций. О первом - низкой доходности актива - уже сказано выше. Если бы он был единственным, возможно, можно было бы и принять доводы губернатора о возможном скором увеличении дивидендов - предприятие, мол, ведет техперевооружение, набирает обороты, «готово развиваться» (хотя и здесь всё «вилами по воде»). Однако есть и серьезный политический резон - урезонить самого г-на Морева, чье вмешательство в местную политику беспокоит все больше и больше. И нам известно, что планы продать пакет «Высоких Технологий» какой-нибудь из оборонных госкорпораций, в которых власти сейчас наводят порядок, у областной власти были, пусть даже Виктор Назаров сейчас и пытается заявлять обратное. По данным СМИ, покупателем мог стать и, например, глава холдинговой компании «Ленинец» Анатолий Турчак, входящий в круг «друзей Путина».
Более того, наслышан о такой угрозе и сам г-н Морев - он даже, по неофициальной информации, уже пытался предпринять превентивные действия. По сведениям одного из источников БК55, рассматривался вариант возможной покупки этих 30% гендиректором и совладельцем «Омских кабельных сетей» Дмитрием Павловым - в интересах самого Морева, естественно. Однако теперь, судя по всему, угроза миновала. Почему?
Первая версия, высказываемая опрошенными БК55 экспертами, - нерешительность Виктора Назарова. Возможно, в данном конкретном случае у неё может быть и скрытая подоплёка. СМИ уже предполагали, что Сергей Морев, долгое время считавшийся главным спонсором Олега Денисенко (сам Денисенко при этом публично заявлял, что его товарищ ни рубля еще не дал), на самом деле давал (или обещал дать) деньги на кампанию Виктора Назарова. Кто-то, как источники «СуперОмска», считает, что хозяин агрегатного завода поддерживал обоих конкурентов параллельно. В общем, суть подозрений - Назаров должен Мореву. Но, даже если отвергнуть эту конспирологию, - известно, что решительность не входит в число самых сильных качеств нынешнего главы региона. Возможно, он просто не захотел ссориться с новоявленным «серым кардиналом». Вероятно, повлиять на это решение мог и ставший после изоляции Юрия Гамбурга правой рукой губернатора глава Минстроя региона Станислав Гребенщиков - о его хороших отношениях с Моревым писали не раз.
Вторая версия кардинально иная. Она исходит из известного постулата: то, что политик говорит до выборов, и то, что он будет делать после победы на них, - это, если использовать одесскую лексику, две большие разницы. Так что вовсе не исключено, что уже на следующий день после принятия присяги Виктор Назаров распорядится продать долю в предприятии Морева.
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвящённых лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.