Новости. Омск

США

Истинная правда: что российские граждане на самом деле думают о Путине и почему

Фото с vkpress.ru

Статистика показывает, что в вопросах кремлевской политики у среднестатистического водителя автобуса такие же настроения, как и у среднестатистического ученого. Почему так?

Понять современную российскую действительность человеку со стороны всегда непросто. Есть такое ощущение, что ее с трудом понимают даже сами россияне. Безусловно, у них есть разногласия по многим ее аспектам. Я этой осенью, как и прошлой, нахожусь в Москве, где преподаю аспирантам МГИМО и Флетчеровской школы права и дипломатии, сидя в аудитории с видеосвязью, я впитываю все, что могу, читаю, наблюдаю, гуляю, знакомлюсь с людьми.

Многое изменилось по сравнению с прошлой осенью. Руководство, политики, бизнесмены, аналитики и общество (в той степени, в какой оно может преодолеть свое безразличие к миру политики), похоже, признали, что напряженные, обремененные трениями и неприязненные российско-американские отношения стали «новой нормой». Признали и пожали плечами. Но ведь то же самое, как мне кажется, происходит и в США.

В отличие от прошлой осени, телевидение не переполнено с утра до вечера трагическими новостями из Донбасса о насилиях и жестокостях, хотя политической борьбе и протестам в Киеве уделяется большое внимание. На смену Украине пришел миграционный кризис в Европе, который соперничает с угрозой со стороны ИГИЛ. Следящие за текущими событиями россияне в большинстве своем думают, что на Украине зарождается «замороженный конфликт». Перемирие, похоже, как-то соблюдается, и ни Москва, ни западные страны не хотят, чтобы оно рухнуло. Однако общество смотрит на это более скептически, что показывают проведенные в середине августа опросы. 70% респондентов считают, что возобновление конфликта вероятно или очень вероятно. И лишь 21% полагает, что его не будет.

Что касается мыслей о дальнейших действиях и об общей стратегии России на Украине, то один думский депутат со связями сказал мне, что их нет. Россия просто сидит сложа руки и наблюдает, как развиваются события в Киеве. Она будет деятельно помогать в создании и защите действующих социальных, экономических и военных институтов в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые подконтрольны сепаратистам. Но мало кто надеется, что положения минских соглашений о политическом урегулировании заработают. И многим кажется, что Москва не особо старается претворить их в жизнь. Может, Москва проявит какую-то минимальную мягкость в экономических отношениях с Киевом, если он поможет решить проблему снабжения Крыма электроэнергией и водой. А что до отношения общества к Украине, то с января 2014 года оно изменилось кардинально от «очень положительного» в сторону «очень отрицательного». Тогда «очень положительно» к Украине относились 66% опрошенных. В мае 2015 года (это последние цифры) «очень положительное» отношение было у 26%. «Очень отрицательно» к Украине в январе 2014 года относились 26%; в мае 2015-го таких стало 59%.

Сцены многотысячных толп отчаявшихся беженцев, которые штурмом берут Европу, а также неразбериха на Ближнем Востоке, сказал мне один высокопоставленный ученый, обеспечивают еще большую поддержку путинскому режиму. (Один студент из МГИМО спросил своих коллег из Флетчеровской школы: «Почему вы называете этот режим путинским? Разве вы говорите «режим Обамы»?» После этого он подчеркнул, что государство пользуется широкой народной поддержкой). Глядя на все эти зарубежные неурядицы, среднестатистический россиянин ставит в заслугу Путину то, что он избавил страну от аналогичной участи. Для большинства россиян, которые пережили 1990-е годы, стабильность очень многое значит. К этому добавляются углубляющиеся и расширяющиеся националистические чувства. Футболок с надписью «Крым наш» сегодня стало меньше, но настроения эти сохраняются, и те 85% поддержки аннексии с марта 2014 года не претерпели практически никаких изменений. А если учесть, что существует прочная тенденция все российские беды валить на США, то такое ощущение путинского лидерства как лучшей гарантии сохранения стабильности прекрасно объясняет его популярность. Многие россияне скажут вам, что рейтинг его одобрения не 83%, как показывают соцопросы, однако почти никто не сомневается в том, что он по-настоящему высок. Ложкой дегтя в бочке меда является то, что у всех прочих политиков рейтинги наполовину ниже — точно так же, как у правительства и у его политики. Правда тот курс, которым следует страна, в прошлом месяце одобрили 55%, что на девять процентов ниже июньского показателя, но на 14% выше, чем в мае 2012-го, когда Путин вернулся на пост президента. (Следует отметить, что эти цифры существенно выше, чем в аналогичных опросах, проводимых в США и в большинстве европейских стран).

Таким образом, если где-то в США люди смотрят на нефтяные цены 40-50 долларов за баррель, на курс рубля к доллару 70:1, на негативный рост в четыре процента за текущий год, на медленный или нулевой рост как минимум на следующие три года, на сопутствующую инфляцию и на уменьшение чистых доходов россиян, то они естественно предполагают, что где-то в недрах уже зреет недовольство. Но найти свидетельства такого недовольства очень сложно. Некоторые очень умные российские аналитики уверяют меня, что что-то должно произойти. Как сказал один из них, рано или поздно либо сорвет крышку с непредсказуемыми последствиями, либо Путин с коллегами развернется на 180 градусов и как минимум на уровне риторики постарается сбросить давление в российско-американских отношениях. Но таких людей меньшинство. А большинство, как критики власти, так и ее приверженцы, со смирением или самодовольством говорят о том, что такая ситуация сохранится надолго.

Конечно, Россия издавна является страной, которая кажется стабильной, пока жизнь не доказывает, что это не так. Либо же она кажется бездеятельной и неподвижной, пока не случится русский бунт, жестокий и бурный. Возможно, где-то в недрах российского бытия медленно вызревает потенциал такого взрыва. Один из самых вдумчивых российских обозревателей Дмитрий Тренин написал, что если Россия не преодолеет нынешний кризис (своей экономики) внутри кризиса (российско-американских отношений), то не только режим, но и вся страна окажутся в опасности.

Но человеку со стороны эти признаки пока не видны. Отвечая этим летом на вопрос о том, возможны ли массовые протесты в их городе или регионе из-за «снижения качества жизни и в защиту гражданских прав», 76% россиян сказали «нет», а 18% — «вполне возможны» (на 10% ниже, чем в феврале 2014 года). А 87% заявили, что если протесты все-таки начнутся, они в них участвовать не станут. Когда в августе российских респондентов спросили, являются ли для них проблемой западные санкции, 27% сказали «да», а 67% «нет». 68% выступили за то, чтобы игнорировать западные требования, а 20% отдали предпочтение уступкам ради снятия санкций. Что касается ответных санкций российского правительства, запретившего импорт западных продуктов питания, то 67% их поддержали, а 21% высказался против. 58% заявили, что эти контр-санкции заставят Запад «уважать» Россию.

Многие россияне действительно считают, что Путин восстановил уважение к России. Как сказал мне один мой впечатлительный российский знакомый, уважение очень важно для среднестатистического россиянина, потому что «на протяжении столетий мы были этого лишены: лишены теми, кто нами правил, лишены теми, кто нами командовал, лишены внешним миром. Мы даже сами себя этого лишили». А вот что написал недавно Андрей Колесников из Московского центра Карнеги:

Пятиминутная беседа с большинством российских граждан убеждает в том, что они по-прежнему чувствуют себя абсолютно беззащитными перед лицом давления со стороны больших и маленьких начальников, жилищно-коммунального хозяйства, пожарных и налоговых инспекторов, судов, полиции, призывных комиссий в военкоматах и даже случайных казачьих патрулей на улицах. В то же время, постсоветский гражданин России удовлетворен (или делает вид) тем, что является частью чего-то большого и безликого, толпы, которая гордится собой и своим лидером.

Это находит негативное отражение в том, как россияне отвечают на вопрос о российско-американских отношениях, звучащий так: «Используют ли Соединенные Штаты нынешние трудности России, чтобы превратить ее во второсортную державу и обычного поставщика сырья для Запада?» В июне 2015 года положительно ответили 86% опрошенных, причем 44% согласились с этим «полностью». Не согласились лишь семь процентов. Чтобы читатель не подумал, будто эти результаты являются просто следствием того антиамериканизма, который господствует в современном российском дискурсе, приведу цифры из ельцинской эпохи: в 1998 году положительно на этот вопрос ответили 75% респондентов, а не согласились 17%. Когда в ходе недавнего опроса был задан вопрос о том, могут ли отношения России с Западом быть «по-настоящему дружественными», или им суждено «всегда строиться на недоверии», 24% выбрали первое, а 62% второе.

Среднестатистический российский водитель автобуса, не говоря уже о среднестатистической деревенской бабушке, выращивающей овощи на своем огороде, оказывает еще меньше влияния на внутреннюю и внешнюю политику России, чем среднестатистический фанат Red Sox или фермер из Южной Дакоты на внутреннюю и внешнюю политику США. Но если из этого очевидного факта американский политический истэблишмент сделает заключение о том, что российская проблема сводится «к бандиту Путину, стоящему во главе терпящего неудачу режима» (так недавно написал на страницах New York Times ее обозреватель Дэвид Брукс довольно резко выразив широко распространенное мнение Вашингтона и национальных СМИ), то реальная проблема останется неузнанной. Это так, потому что в опросах на которые я ссылаюсь, участвовали не только водители автобусов и бабушки с огородов, но и немалое количество бизнесменов из среднего класса, представителей политической элиты и руководителей с вершины власти. У них более утонченные и элегантные ответы, однако и их настроения сводятся к тому же.

Роберт Легвольд

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
34
Сибиряк-Омич27.09.2015 15:19:48
...не стал читать эту статью про Путина, слишком многовато написано,но скажу Вам, что замены Путину на сегодня нет, да и не надо, так как Путин на своем месте! Слишком геополитика напряженная и нам, как Вы знаете, другого Президента , особенно, в такое время не надо. С Путиным так и с Путиным!
48
1
татупед27.09.2015 15:27:34
Я начал себя осознавать как личность, и разбираться в происходящем примерно со времён правления Брежнева. Мне есть что с чем сравнивать, и на основании этого я пришёл к выводу, что такого *, как Путин, по милости которого весь цивилизованный мир смотрит на Россию как г*вно, в нашей стране у власти ещё не было.
2
17
Просто так27.09.2015 16:39:46
85% поддержки аннексии

Источник: http://bk55.ru/news/article/59351/

Автор статьи явно отрабатывает американские деньги. Американцы взяли под управление ВСЮ Украину и автор по какой-то случайности не называет это АННЕКСИЕЙ. Возврат исконно русских территорий Россией может называть аннексией только проамериканский журналист.
7
0
Заглавный27.09.2015 16:56:21
Товарищ, который "Просто так", промойте водой глаза - может это поможет вам прочесть все буквы и увидеть, что журналист не ПРОамериканский, а просто американский, из американского издания же, а статья переводная.
0
15
КУМ27.09.2015 17:44:05
Для гавноамерикосов...

Обычно перед важным визитом главы государства в другую страну к нему приходят журналисты ведущих изданий принимающей стороны. Но это у «больших» президентов. А Порошенко очень хочется быть «большим», настоящим. Если быть не получается, то хоть казаться. И вот, накануне его отъезда в США к нему пришли представители украинских СМИ, которым он дал интервью. И там было все: и что Украина – это главное, что происходит сейчас в мире, и про солидарность, и про грядущее пребывание Украины в ранге члена Совбеза ООН (временного), и многое другое.
Но вот журналист и блогер Анатолий Шарий обратил внимание на одно умопомрачительное высказывание Порошенко. На вопрос про попытки России наладить мирный процесс он буквально ответил следующее: «Все четко знают цену этим попыткам, все четко понимают роль России как мощного дестабилизирующего фактора, где бы они не были: в Исламском государстве (запрещенная в РФ радикальная организация - ред.), в Сирии или на Украине, или в других местах».
Я десятки раз просмотрел этот фрагмент интервью в попытках найти другой смысл. Нет, не находится. Порошенко действительно обвинил Россию, что она «дестабилизирует» террористов ИГ, как и Украину. Или Украину, как ИГ, я не понял опять. Но ведь ИГ – это террористический аппарат насилия. Или Украина?
Сплошной ужас. Петр Алексеевич так ведь может и США обвинить в дестабилизации ИГ. Те ведь действительно стараются дестабилизировать ИГ изо всех сил. Если верить заявлениям Вашингтона. И Порошенко.
Как он теперь оправдываться будет перед Обамой?
12
1
Багряный лепесток и белый27.09.2015 20:07:03
татупед +10000000
6
3
Калинин А.Н.27.09.2015 20:39:53
Тема. затронутая в статье, очень актуальна. Но, к сожалению, подавляющее число российских граждан не готовы все это обсуждать. Просто, элементарно боятся! Хотя прекрасно понимают, в какой заднице мы сейчас находимся. Обидно за прошлые завоевания, за наших отцов и дедов, сложивших свои головы за победу в ВОВ. Даже не обидно, а стыдно! Стыдно за тот позор, который мы ежедневно испытываем, стыдно, что нас не считают за людей, стыдно, как \"развивается\" страна, имея такие мощные природные ресурсы! Я полагаю, что Путин все это прекрасно понимает. Но вместо того, чтобы наводить элементарный порядок в стране, пытается отвлечь нас то Украиной, то Сирией, то США. Нужно со всеми находить компромиссные решения и лавировать, быть настоящим дипломатом. Строить долгосрочную как внутреннюю, так и внешнюю политику. Мы ему доверили пост президента, а он просто обязан изменить курс и, в первую очередь, заставить правительство Медведева работать не покладая рук. Или просто заменить, Глазьев на подходе.
8
1
Сергей27.09.2015 20:45:00
Татупед, спасибо за оценку. Кратко и в цель.
3
1
мимо проходил27.09.2015 21:00:15
Калинину А.Н.: научитесь вначале хотя бы говорить от себя - я ему доверил, и т.п. Я лично такому даже борщ варить не доверил...
0
3
Просто так27.09.2015 21:03:49
журналист не ПРОамериканский, а просто американский

Источник: http://bk55.ru/news/article/59351/

Да, действительно - журналист американский (не посмотрел). Только это не журналист - это пропагандон. Старая сказка - если русские то шпионы, если американские - то "разведчики" и (или) наоборот.
2
0
мимо проходил27.09.2015 21:13:36
Для Просто так: впервые, если не учитывать нецензурщины от Просто так, я соглашусь, что он слишком много написал разной пропы, подусунутой ему нашими службами: вот про это, например - что якобы "...Многие россияне действительно считают, что Путин восстановил уважение к России...". Или вот это взял, даже не подумав о том, что наши отечественные центры искажения общественного мнения насквозь пропа, поскольку кормятся от режима: "...В июне 2015 года положительно ответили 86% опрошенных...".
10
0
Свежие новости27.09.2015 21:22:38
Вся Россия думает как тутапед, только те, кто боятся - ГОВОРЯТ, что думают по-другому.
7
0
Светлана27.09.2015 21:30:25
татупед27.09.2015 15:27:34
Под каждым словом подписаться можно.
8
0
мимо проходил27.09.2015 21:34:31
Самое прикольное, что этот же самый неадекват долго изображал, что борется за отмену поправки Джексона-Вэника. Он думал, что если у него самого такие карманные другие по отношению к исполнительной ветви власти, то и у америкосов такие же должны быть. Всё время изображая желание отмены поправки, он неизменно все 10 лет обращался к президентам америкосов, но получал закономерный отлуп от америкосского конгресса. И как только появилась возможность ее отменить со вступлением в ВТО (которая и так не действовала!!! ее действие на каждый год отменял конгресс) - так он тут же, спустя год-два, натворил таких "отбуцкиваний" (и уже не своих министров, к чему он хулигански подстрекал в пив-баре общаясь с фанатами), что теперь и - есть эта поправка не действовавшая, или нет ее - БЕЗ РАЗНИЦЫ! Ибо теперь санкции - реальные, действующие, а поправка досадная - как не была действующей, так теперь про нее никто и не вспоминает... Вот такая вот неадекватина получается...
1
0
Калинин А.Н.27.09.2015 21:58:18
Хотел несколько смягчить, но меня поправили. И правильно сделали. Согласен.
2
0
Георгий Бородянский27.09.2015 23:24:47
Дмитрий Быков

Из лирики этой осени
27.09.2015 Теги: времена года

Но вот и дни последнего тепла.
Сияет клен, оконного стекла
Касаясь.
По улицам шатается толпа
Красавиц.
Красавицы сияют испитой,
Последней, острой, нервной красотой
С мечтательным и хищным выраженьем.
Все нараспашку, навзничь, напоказ,
Все веет размножением и
Разложеньем.

Повсюду жгут листву. В ее дыму
Мучительно бродить по одному:
Все — по два,
Но ясно, что не выйдет ничего:
Все напоказ, и все обречено.
Все будет подло, медленно, черно,
Бесплодно.
Все рвется умирать и истреблять.
Природа, как накрашенная …,
Невинна.
О тупике кричит любой пустяк,
И летом тоже так. Но летом так
Не видно.

Под окнами — дворовый стадион.
Всеобщей суете под стать и он:
В футбол гоняет цвет пяти дворов.
Аплодисменты, свист, кричалки, рев —
Все сами.
Чрезмерен каждый выкрик, каждый штрих —
Как поцелуй с оглядкой на других;
И, краем
Сознания — «Наш век не так тяжел:
Да, все вразнос, а мы еще в футбол
Играем!»
И точно так в прощальный свой расцвет
Шевелится и шепчет всякий бред
Держава,
Которая, как старое «Пежо»,
В закатном свете выглядит свежо,
Но ржаво.
Листва шумит, хотя уже суха.
На всем кресты, зияние, труха,
Как будто на машинке буква «Х»
Залипла.
И в кабаке, и в доме, и в мозгу
Все голосит: «Я буду! Я могу!» —
Но сипло.

Все кончится, иссякнет и умрет
Без смысла и трагических высот.
Все выродится в скверный анекдот.
Нет времени честней, чем бабье лето,
И если я люблю его — то вот
За это.
0
0
омич28.09.2015 07:35:16
Вся ваша писанина ни о чем не говорит.Посмотрите на дело сердюковщины с васильевой и какое отношение у вас теперь?
1
0
Horhe28.09.2015 17:35:06
У-у-у, смотрю тут как всегда кружок псевдопацриотов с работающими вентиляторами. Глыбкого очищения, мужики!
1
0
duc28.09.2015 17:42:33
Георгий, спасибо.
0
0
Георгий Бородянский28.09.2015 18:33:38
duc

Спасибо автору - завидую ему, а Путину не завидую
2
0
45629.09.2015 20:31:20
все правильно в статье, и очередной раз подтверждает, насколько тонка прослойка интеллигенции в России, и насколько она оторвана от народа, прямо как в 19 веке: быдло осталось быдлом, боязливым, невежественным , любящим царя-батюшку.Вот подрастает непоротое поколение,ему уже 15 лет и что же? оно играет в войну престолов и носит футболки с царьком. Он символизирует в их инфантильном, недоразвитом сознании силу, национальное возрождение. Когда же они начнут думать головой?
4
0
плохой30.09.2015 08:58:33
вы знаете друзья мои,я наверно плохой человек.мне наплевать на сирию,плевать на украину.на сша мне тоже наплевать. мне не наплевать на то что в омске вместо дорог -направления или асфальт положенный кривыми руками с одной лопатой.мне не приятно что в квартире у губернатора сахалина есть миллиард а в моей квартире нет .мне не наплевать что нефть падает а бензин на заправке растет.мне не наплевать что в больнице нет нормальных врачей.что в школе учителям наплевать на моего сына..мне срать на пан ге муна. почему же из года в год руководству страны плевать на нас ????может повернуться жопой ко всему миру а к нам простым россиянам лицом и спросить --что нужно чтобы было хорошо вам??
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru