Известный омский промышленник, глава совета директоров «Омсктехуглерода» Валерий Каплунат дал журналистам прогноз по дальнейшему развитие «дела Мацелевича».
Генерального директора НП СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича и еще нескольких человек обвинили в создании организованного преступного сообщества и арестовали сразу после выборов, что, конечно, не случайно.
Фигура Мацелевича очень любопытна. Едва ли не каждая бродячая собака в городе знала, что он создал откровенную фабрику по отмыванию денег. Даже не фабрику – целую многоотраслевую империю, перемалывающую колоссальные финансовые потоки. В нее вошли два банка, которые выдавали в качестве обеспечения ничего не гарантирующие гарантии. Мацелевич фактически оседлал строительную отрасль. Никакая не тайна, что любой подрядчик, получивший лицензию данного СРО, обязан был платить мзду в теневой форме и за это получал подряды. Понятно же, что такой подрядчик приходит на рынок с изначальным криминальным обременением, а значит, и подорванной конкурентоспособностью.
Что такое обналичивание? Это легализация полученных в результате преступной деятельности средств – звено, замыкающее цепь любого казнокрадного проекта. Причем Мацелевич занимался не просто обналичиванием по принципу получения на счета уже украденных денег. Он создал инфраструктуру для воровства этих денег. Нетрудно догадаться, что те суммы, что пока ему вменяются, – лишь очень малая часть айсберга, не дающая представления о реальных масштабах деятельности ОПГ. Услугами этой империи пользовалась масса людей: бандитские структуры, правые, левые – все, кому не лень.
Безусловно, Мацелевич – очень способный человек. Насколько я знаю, его жестоко избивали, «кидали», повторно «кидали». Тем не менее он сумел придать своему теневому бизнесу высокоорганизованный системный характер. Хотя вряд ли, конечно, это самостоятельный проект Мацелевича. Без покровительства создать столь масштабную криминальную инфраструктуру нереально.
И уж однозначно он был под контролем у силовиков. Все вокруг него писалось, звенело и стучало со страшной силой. Можно «поздравить» всех клиентов, кто имел с ним дело, – они тоже давно под колпаком. Думаю, что Мацелевич спровоцирует еще немало уголовных дел. В некоторых процессах он уже выступал чуть ли не с саморазоблачениями. И вряд ли по собственной инициативе.
Понятно, что схема не могла строиться на чисто коррупционной основе – никто не рискнул бы взять на себя ее прикрытие. Очевидно, в оперативных сводках Мацелевич фигурировал как агент под прикрытием, помогающий раскрытию преступлений. Но где кончалась агентурная работа и начинался высокодоходный преступный бизнес, мы, скорее всего, никогда не узнаем.
В конце концов Мацелевич стал опасен для тех, кто стоял за его спиной, и его просто принесли в жертву. Даже убежать не дали. Легко предположить, что теперь он не только получит срок, но и лишится нажитых активов. При этом необязательно, что прекратит свое существование сама криминальная инфраструктура. Возможно, Мацелевичу уже найдена замена. Тем не менее проведенная операция все равно заслуживает положительной оценки. Во-первых, отмывочный бизнес наверняка уже не будет носить столь вызывающего характера. А во-вторых, все увидели, что даже при хороших покровителях подобные проекты гарантированно ведут к печальным последствиям.