Сразу два громких VIP-ДТП произошли в Омске на прошлой неделе. Сын депутата районного совета Калачинска Валерия Романова - 23-летний Михаил Романов - въехал на Volkswagen Touareg в здание кафе "Ёлки-Палки", сбив при этом трех человек. Чуть раньше произошло ДТП с участием главы Муромцевского района Вячеслава Девятерикова, в котором погиб человек. Любопытно, что информация об этом просочилась в СМИ только спустя неделю. Нет никакой официальной информации и о ДТП с участием депутатского сына. Почему скрываются имена и замалчиваются факты? Разве общество не должно знать правду?
Сергей Сусликов,
главный редактор журнала "Бизнес-курс":
– Хочу напомнить, что по Конституции Российской Федерации народ является единственным источником власти. Кто избрал Девятерикова главой администрации Муромцевского района? Народ! Кто финансирует нашу доблестную полицию? Опять же народ. Так почему сегодня у этой власти столько тайн от собственного народа? А ссылки на закон о персональных данных, якобы запрещающий называть фамилию Девятерикова, это несерьезно. Правила надо менять. Попался «слуга народа» на превышении скорости на 10 километров, общество должно быть проинформировано сразу же, а тем более, когда речь идет о ДТП со смертельным исходом. Трагедии подобные муромцевской с первой же минуты должны находиться на контроле губернатора региона, службы собственной безопасности полиции, прокуратуры и СКР. В некоторых случаях необходимо создавать депутатские комиссии с привлечением общественности для контроля за расследованием дела. У народа, источника власти в Российской Федерации, не должно возникать и тени сомнения в справедливом расследовании ДТП с участием высокопоставленных чиновников.
Кирилл Колясин,
директор по маркетингу телеканала «СТС в Омске»:
– Как профессиональный пиарщик отмечу, что отсутствие информации в подобных ситуациях – худший вариант из возможных. Мне кажется, тем же автоинспекторам есть смысл брать пример с коллег из УФСИН, которые готовы комментировать практически любую конфликтную ситуацию. Поэтому речь надо вести о том, что система дала сбой, ее надо корректировать.
Александр Криворучко,
адвокат:
– Общество, конечно, имеет право знать правду. Вопрос в другом: а обязан ли нам кто-то докладывать детали таких происшествий? Полиция? Следователи? Расследоваться такие дела должны вне зависимости от статуса участников. Депутат районного совета для органов – мелкая сошка. Разве это высокопоставленный статус? А его сын, кстати, может быть как плохим, так и хорошим, это от положения отца не зависит.
Степан Бонковский,
депутат Заксобрания Омской области:
– Омская область пока тихая гавань, которая не следит за общероссийскими трендами. На федеральном уровне уже давно действует принцип: «Неприкасаемых у нас нет». С другой стороны, не надо заниматься «охотой на ведьм» и делать крайними чиновников. Все должны быть равны перед законом. Еще один вопрос: кто и как сегодня получает водительские права. Возникает немало вопросов и к качеству дорог: а вдруг это была обычная колдобина, которую ему пришлось объезжать? В решении таких ситуаций необходим комплексный подход, нужно менять психологию людей. На мой взгляд, в расследовании таких дел главное – открытость. Я считаю, ГИБДД и силовой блок работают хорошо. Но, если мы узнаем о ДТП с участием высокопоставленного чиновника спустя неделю, то возникает подозрение, что здесь что-то не чисто. Мне странно, что на районном уровне это скрывалось. Ведь наверняка же на место ДТП выезжали сотрудники полиции, ГИБДД и другие структуры. Почему сам глава района не сделал заявление? Вот эта круговая порука и приводит к такому отношению к чиновникам.
Юрий Шатилов,
директор консалтингового агентства «Ладно»:
– Всё-таки хочется верить, что мы живём в правовом государстве и перед законом равны как сын депутата, дочь судьи, так и «простые» граждане. Все должны нести ответственность за свои поступки вне зависимости от статуса. Другое дело, что СМИ зачастую работают как увеличительное стекло, высвечивающее малейшие промахи публичных людей. Публичных опять же тоже относительно: много вы слышали о Девятерикове до того, как он стал главой района? Мне не очень нравится тенденция, что жизнь доверенных лиц государства становится достоянием общественности только в криминальных хрониках вроде случаев с этими ДТП. Прессе надо разглядывать не ботиночки, в которых ВИПы пришли на концерт Лепса, а их дома, охотничьи угодья... Проводить расследования их трат на законность. То есть следить за этими людьми в обычной жизни, а не только тогда, когда с ними что-то случается.
Александр Акимов,
директор ООО «Оптовая база «Третий разъезд»:
– Мне кажется, что внимание СМИ к нашим чиновникам и депутатам стало гипертрофированным. Они такие же люди, у них в жизни происходят самые различные ситуации. Может быть, какие-то обстоятельства ДТП не сообщают из соображений тайны следствия? В этих историях у меня вопрос другого плана: откуда у Михаила Романова появилась такая иномарка? Сам заработал? На день рождения подарили?
Александр Костюков,
декан юридического факультета ОмГУ:
– Общественность в любом случае должна знать, что происходит. У полиции есть пресс-служба, которая и должна доводить до общественности и журналистов официальную информацию о происшествиях. Иначе как жить?
Владимир Герчик,
директор ООО «Фирма «СибТекс»:
– Речь идет об обычных ДТП. Ежедневно в городе происходит очень много аварий. Поэтому я считаю, что огласке должны предаваться дела, где глава района или чиновник, например, был пьяным за рулем. Что касается инцидента с кафе, то в данном случае отец за сына не в ответе. В случае аварии с участием главы Муромцевского района я считаю, что вина всегда на том, кто выехал на встречную полосу. Если чиновник или глава района действительно виноват, то оценку его действиям должен давать губернатор. А вообще, как правило, чиновники хитрые и сами за руль не садятся, а в случае ДТП виноват всегда водитель. Поэтому это не то место, где надо копать – чиновники в других местах нарушают.
Александр Сальников,
совладелец ГК DA:
– Каждый день происходят десятки ДТП, иногда, к сожалению, с человеческими жертвами. Конкретно эти аварии обсуждаются исключительно потому, что в них фигурируют «громкие» фамилии.
Сергей Костарев,
профессор кафедры по связям с общественностью ОГИС:
– Я думаю, что с людей, наделённых властными полномочиями, и спрос особенный. Всё-таки они символизируют собой народ, коллектив, и вина за их проступки – если она доказана – усугубляется этим фактом. Не знаю, как насчёт того, что органы обязаны перед нами отчитываться – есть всё-таки тайна следствия, – но то, что с морально-нравственной точки зрения дела с участием чиновников, депутатов и прочих должны быть на особом контроле, это однозначно.
Андрей Коровин,
соучредитель и директор сети «Парфюм-Лидер»:
– Для меня все однозначно, закон должен быть един для всех невзирая на чины и погоны. А каким способом этого добиться – уже другой вопрос. Возможно нужны и депутатские комиссии, но что уж точно необходимо, так это ответственность должностных лиц за сокрытие имен и несвоевременность огласки вплоть до лишения постов и даже работы.
«Бизнес-курс» №38 от 07.10.2015 г.