Новости. Омск

Великобритания

Другой мир: Православные паломники в лесах Аляски

(с) Ryan Schuessler

Паломники — даже из самой России — съехались в маленький городок Кадьяк, чтобы приложиться к мощам русского православного святого, жившего на Аляске несколько столетий назад.

Селеста Энлгхардт совершает паломнические поездки по всему миру. Как настоящая православная христианка из виргинского пригорода Вашингтона (Округ Колумбия) Селеста уже побывала в Иерусалиме, на Украине, в Молдавии и даже посетила развалины древних православных монастырей в Ирландии. И вот теперь среди святых мест, в которых она побывала, есть и Кадьякский архипелаг на Аляске.

«Иногда бывает такое, что невозможно описать словами, — сдерживая слезы, говорит она, сидя на прибившемся к берегу бревне на Еловом острове (Spruce Island) в Заливе Аляска. — Потому, что все это чувствуешь сердцем, душой, и испытываешь такой покой, такую умиротворенность — и умом постичь это невозможно».

В августе Энлгхардт вместе с группой паломников — всего человек 200 — прибыли в рыбацкий городок Кадьяк на Аляске, чтобы приложиться к мощам русского православного святого, жившего и умершего на архипелаге несколько столетий назад.

Местный народ алеуты уже не одну сотню лет переплывают на лодках через узкий пролив Аляска на Еловый остров, и паломники приезжают в эти края круглый год. Но в ту поездку в августе отправилось множество паломников со всего света — в том числе и из России, откуда люди приезжают все чаще — дело в том, что 45 лет назад отец Герман стал первым канонизированным православным святым Северной Америки.

Туманным утром паломники собрались в бухте Кадьяка, чтобы на лодках, которых едва хватило, отправиться туда, где жил преподобный Герман.

Местные рыбаки на своих лодках сами перевозят паломников. В густом тумане почти не видно ни островков плавающих темно-зеленых водорослей, ни оранжевых медуз, всплывающих то там, то здесь из темно-синей воды, но сквозь туман вот уже проступает крутой скалистый берег, поросший высокими елями. Среди деревьев виднеется небольшой позолоченный купол.

«Когда заходишь в лес и идешь к церкви, то чувствуешь, что оказался в совершенной другом мире, — говорит паломник Тед Панамарефф, живущий в Кадьяке. — Увидеть все это со стороны невозможно, так как этот мир находится в зарослях старого леса. А когда оказываешься там, внутри, и вокруг никого нет — только твои мысли и переживания — то сливаешься с этим миром».

Паломники идут друг за другом по поросшей мхом тропе среди высоких деревьев — на некоторых из них висят старые потрескавшиеся православные иконы. Они проходят мимо могил русских священников, которых судьба занесла сюда после того, как в 1917 году в России произошла большевистская революция. Воздух чистый, тишина спокойствие — будто все замерло.

«Вокруг — оглушительная тишина, и можно почувствовать, в какой обстановке жил преподобный Герман, — говорит Панамарефф. — Здесь среди всего этого величия ощущаешь себя совсем маленьким и незаметным».

Это Лагуна монаха — уединенная обитель на Еловом острове, где преподобный Герман провел последние дни своей жизни и умер в 1836 году.

«Мы приезжали сюда еще задолго до того, как его канонизировали — говорит Панамарефф, который родился на Аляске в соседнем селе Узинки. — Жители Узинок приезжали суда, чтобы ухаживать за могилами священников, проводивших здесь лето».

Русские торговцы пушниной впервые попали на Кадьякский архипелаг в середине XVIII века, и вскоре начали эксплуатировать алеутов и всячески над ними издеваться. Вскоре здесь появились православные священники, и когда сюда приехал отец Герман (которого местные называли «апа Герман» — «дедушка Герман»), он начал защищать алеутов, чем заслужил их доверие, и обратил жителей алеутских сел в православную веру.

«На протяжении всей истории миссионерская работа Православной церкви проникнута духовной чистотой, но особенно это ощущается здесь — на Аляске», — говорит Митрополит Тихон, Архиепископ Вашингтонский и Предстоятель Православной церкви в Америке. — Здесь слово Божие доносится до людей как-то по-особенному деликатно, лично до каждого отдельного человека — так, чтобы не нарушить их культурные традиции и жизненный уклад».

Подобно многим коренным жителям Аляски, большинство алеутов по-прежнему исповедуют православие, и церковь играет важную роль в жизни алеутских сел всего штата. Среди тех, кто каждый год помогает перевозить паломников на Еловый остров, есть местные представители коренных народов.

«Аляска является неотъемлемой частью Православной церкви в Америке и играет в ее жизни огромную роль, поскольку в историческом и духовном отношении она является источником православия в Америке,— сказал Митрополит Тихон во время пикника, устроенного для прибывших на Еловый остров паломников, где всех угощали лососем. — Именно отсюда православие пришло на остальную территорию Северной Америки».

Аляску — до того, как в 1867 году ее купила Америка — была частью Российской империи. А согласно Закону об урегулировании претензий коренного населения Аляски (Alaska Native Claims Settlement Act) 1971 года Еловый остров был возвращен жителям городка Узинки. Сегодня православная епархия Аляски не относится к Русской Православной Церкви, а находится под юрисдикцией Православной церкви в Америке.

После канонизации отца Германа в 1970 году число приезжающих в Кадьяк паломников растет, и многие из них едут сюда, чтобы принять участие в тех традиционных православных обрядах и ритуалах, которые сохранили и соблюдают алеуты. Совсем недавно в эти места стали приезжать и паломники из России.

Одна из них — Дарья Сафронова-Семенова. Впервые они совершила паломничество в Кадьяк пять лет назад, и вскоре после этого она переехала жить в этот рыбацкий городок с населением около 6,5 тысяч человек. Теперь она преподает в местной Германовской духовной православной семинарии.

«Его популярность [среди русских] растет, — говорит Дарья. — С возрождением религиозной духовности в России [о преподобном Германе] узнало гораздо больше паломников, и они приезжают сюда».

Сафронова-Семенова, которая выросла в СССР, вообще никогда ничего особого и знала о православной церкви, и уж тем более о святых Аляски.

«Меня лично воспитывали в духе атеизма, но приезжаешь сюда и видишь этих местных жителей, которые по-прежнему ходят в церковь. А ведь здесь есть села, население которых на 100% православное, — рассказывает она. — Поэтому, что я хочу сказать — я научилась быть православной у местных. Да, правда».

Добираться сюда из России довольно долго — часто паломникам, чтобы попасть на Аляску, приходится лететь на самолете вокруг земного шара. И даже политика их не останавливает, утверждает Сафронова-Семенова. В этом году были паломники из России и с Украины — один был даже из Донецкой области, где шла война.

«На Аляске православную веру берегли всегда, и православные традиции никуда не исчезали, — говорит Дарья, — и то, что в России утрачено, здесь сохранилось».

Райан Шюсслер

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru