До недавнего времени только редкие туристы пользовались отдаленным пограничным пунктом в городе Борисоглебске. Но теперь через него каждую неделю проходят сотни людей, привлеченных быстро распространяющейся новостью о новом пути в европейскую безвизовую Шенгенскую зону. По словам Руне Рафаэлсена, мэра сонного норвежского пограничного города Киркенеса с населением 10,2 тыс. человек, местная полиция предполагает, что к концу года в городе наберется 10,8 тыс. мигрантов. Как и многие норвежцы, включая чиновников правительства страны, Рафаэлсен обвиняет Москву в том, что она способствовала этому наплыву.
Норвежский арктический миграционный кризис стал испытанием для гостеприимства страны и возобновил напряженность в отношениях с Москвой, почти не пробуждавшуюся после распада Советского Союза. Даже некоторые из тех норвежских политиков и аналитиков, которые дружелюбнее всех относились к России, начали обвинять Москву в том, что она способствует неожиданному наплыву искателей убежища - в отместку за санкции, наложенные на нее из-за украинского конфликта. Россия опровергает это обвинение. Другие норвежцы призывают вернуться к политике времен холодной войны и полностью закрыть границу.
В связи с нарастающими опасениями, что после парижских терактов прибудут новые потоки беженцев, норвежское правительство предлагает ввести более жесткие правила предоставления убежища в качестве закона для чрезвычайных ситуаций. Осло привлекает внимание к этому законопроекту в рамках кампании в социальных сетях, направленной на то, чтобы охладить пыл потенциальных мигрантов - главным образом, из Сирии и Афганистана. «Текущий закон о миграции не предназначен для таких ситуаций, как та, с которой мы сейчас имеем дело», - заявила премьер-министр Эрна Солберг.
Раздосадованные чиновники с подозрением указывают на крошечное количество беженцев, переходящих через гораздо более оживленную и длинную (протяженностью 833 мили) границу между Россией и Финляндией. Последняя не является членом НАТО, но также входит в Шенгенскую зону, и отношения с Россией у нее гораздо более теплые. Норвежский министр иностранных дел Бёрге Бренде сказал государственной вещательной корпорации NRK, что, встретившись с российским коллегой Сергеем Лавровым в кулуарах регионального саммита 14 октября, спросил его, «почему из России в Норвегию прибывают сотни претендентов на убежище, а из России в Финляндию - никого». По словам Бренде, Лавров обещал разобраться с этим вопросом.
В среду российское посольство в Осло назвало «беспочвенными» утверждения, что Москва повлияла на направление потока мигрантов. По словам посольства, Норвегию выбирают, скорее, из-за привлекательной иммиграционной политики и многообещающей программы социального обеспечения. «Иностранные граждане имеют право свободно выбирать, через какую границу выезжать. У российских властей нет причин им мешать», - заявило посольство.
В последние месяцы Финнмарк, самый северный регион Норвегии, стал одной из самых оживленных площадок для взаимной демонстрации воинственного настроя Россией и НАТО. В марте Норвегия провела там крупнейшие с 1967 года военные учения.
В ответ на мигрантский кризис Норвегия провела в начале ноября специальное заседание комитета по международным отношениям и обороне. По словам местных СМИ и аналитиков, комитет обсуждал возможность закрытия 122-мильной границы с Россией. Пока консервативное правительство страны сопротивляется призывам к этому шагу, поступающим от некоторых лидеров популистской партии Progress (младшего члена правящей коалиции), ссылаясь на то, что такая мера может привести к экономическим и дипломатическим осложнениям.
Между тем местным сотрудникам норвежской пограничной охраны остается только надеяться, что суровая зима убедит как можно больше людей не пускаться в этот долгий путь по морозу. «Станет гораздо темнее, снега будет намного больше. У нас будет темно почти круглые сутки, для этих мигрантов это что-то новенькое», - сказал заместитель начальника пограничного поста в Стурскуге Горан Стенсет.
Алисса де Карбоннел