Две хороших новости для игроков рынка наружной рекламы: на федеральном уровне принято решение внести поправки в спорный ГОСТ, попивший немало крови малому и среднему бизнесу, а в городе министерством имущественных отношений Омской области согласована единая схема размещения конструкций.
В Москве состоялось заседание технического комитета по применению ГОСТа Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», принятый и введённый в действие 22 апреля 2003 года. В состав ТК вошли представители Росстандарта, игроки бизнеса наружной рекламы и региональные чиновники. Омск представляла вице-мэр Елена Бреер. В итоге обсуждений принято решение внести изменения, предварительно одобренные представителями Росстандарта, в ГОСТ, вызвавший массу нареканий со стороны предпринимателей. В частности, наконец-то эксперты определили, что в существующем ГОСТе есть масса неточностей и неактуальных ссылок на нормативные акты (их минимум семь), которые обещано учесть при доработке. Председатель комитета признал, что требования, носящие рекомендательный характер, были очень «сырые» и не учитывали результаты современных исследований, то есть, по сути, опирались не на научные данные, а лишь на некие теоретические умозаключения.
«БК» уже неоднократно выражал мнение местных бизнесменов о том, что ГОСТ содержит требования излишнего регулирования, которые как таковые не влияют на обеспечение безопасности, поскольку не содержат инженерного обоснования установленных ограничений на размещение рекламных конструкций. Вдаваясь в подробности: если рекламная конструкция установлена не в 5 метрах от края дороги, а в 4,5, то как это влияет на безопасность? Если конструкция установлена не в 50 метрах от перёкрестка, а в 40, как это влияет на безопасность? Если конструкция должна быть установлена в 100 метрах от моста, то от какой и до какой точки моста надо измерять? ГИБДД уповает на безукоризненное соблюдение ГОСТа, считая, что наружная реклама отвлекает внимание водителей. Но десятки исследований независимых компаний показывают, что наружная реклама находится только на 18 месте из 20 факторов, на которые обращают внимание порядка 120 тыс. водителей, участвовавших в исследовании с применением технологии Eagle’s Eye (контроль положения зрачка).
– При учёте предстоящего принятия поправок, – комментирует директор РА «Компаньон» Егор Сусликов, – для бизнесменов забрезжила надежда на положительные изменения на рынке. Пожалуй, это впервые, когда предложения правоохранительных органов очередной раз что-то запретить признали необоснованными на самом высоком уровне. Возможно, это смягчит политику службы и на местах, то есть в регионах.
Вторая хорошая новость заключается в том, что наконец-то областными чиновниками согласована единая схема размещения рекламных конструкций в г. Омске. Безусловно, со слов участника рынка, она далека от идеала и нуждается в доработке и внесении дополнений, но по крайней мере теперь есть от чего отталкиваться. «Это очень серьёзный шаг вперёд для легализации рынка и это те шаги, которые ждет сегодня бизнес от власти», – утверждает г-н Сусликов.
Тем не менее остаются актуальными прежние проблемы. Во-первых, надзорные органы с поразительным упорством продолжают игнорировать самовольно установленные рекламные конструкции, делая вид, что не могут найти нелегалов. И это при том, что каждый такой плакат, растяжка, стенд изобилует контактами для связи... Во-вторых, продолжается бессмысленный и беспощадный демонтаж конструкций, срок аренды которых истёк. Предприниматели подчёркивают, что готовы сами переносить конструкции, учитывая, что сейчас появилась схема, то делать это можно безболезненно сохраняя бизнес и поступления в бюджет. Но чиновники мэрии продолжают взваливать на себя эту работу, тратя и без того скудные бюджетные средства. «Почему бы не потратить эти деньги на реальные нужды, например, покупку топлива для вставшего городского транспорта?» – недоумевает глава «Компаньона». Однако возможно хоть сейчас, надеются бизнесмены, после принятия единой схемы произвол прекратится.
Анастасия Павлова
«Бизнес-курс» №46 от 02.12.2015 г.