Если новый пакет поправок, касающихся наблюдения и борьбы с терроризмом, вступит в силу, христиане России лишатся права отправлять своим друзьям приглашения в церковь и проповедовать Евангелие у себя дома.
Этот пакет поправок, который уже назвали наиболее рестриктивными за всю постсоветскую историю России, накладывает серьезные ограничения на миссионерскую деятельность, в том числе на чтение проповедей, обучение и участие в любой деятельности, направленной на привлечение новых последователей той или иной религиозной группой.
Чтобы проповедовать свою веру, гражданам теперь нужно будет получать официальное разрешение через одну из зарегистрированных организаций. Кроме того, они больше не смогут читать проповеди за пределами церквей или других религиозных заведений. Эти ограничения также касаются миссионерской деятельности в частных квартирах и в интернете.
На этой неделе протестанты России – по некоторым оценкам, их численность составляет 1% населения страны – молились, постились и направляли петиции президенту Владимиру Путину, который должен поставить свою подпись под принятыми поправками, чтобы они вступили в силу.
«Большинство евангельских христиан – лидеры всех семи церквей – выразили тревогу, – сказал президент организации Mission Eurasia Сергей Рахуба. – Они обращаются к мировому христианскому сообществу с просьбой молиться за них, чтобы Путин вмешался, и Господь мог чудесным образом все исправить».
На волне националистической пропаганды в России этот пакет поправок был практически единогласно принят в Государственной Думе в пятницу, 24 июня, и в Совете Федерации 29 июня.
«В случае применения указанных норм данного законопроекта религиозная ситуация в стране существенно усложнится, и многие верующие окажутся в изгнании и будут подвергнуты репрессивным мерам из-за нашей веры», – написал Олег Гончаров, представитель Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня в России в своем открытом письме.
Эти поправки, которые были выдвинуты депутатом от партии «Единая Россия» Ириной Яровой, по всей видимости, направлены против религиозных групп, не относящихся к РПЦ. Поскольку в законе миссионерская деятельность определяется как деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся его участниками, «если это определение будет интерпретировано так, как, скорее всего, его интерпретирует Московский патриархат, православная церковь сможет привлекать в свои ряды этнических русских, тогда как другим церквям это будет запрещено», как считает Фрэнк Гобл, эксперт по религиозным и этническим вопросам в этом регионе.
Русская национальная идентичность до сих пор тесно связана с принадлежностью к Русской православной церкви.
Глава протестантских церквей России Сергей Ряховский и некоторые другие протестантские лидеры назвали новые поправки нарушением религиозной свободы и свободы совести в своем письме Путину, опубликованном на российском сайте Portal-Credo. В этом письме говорится следующее:
«Требование иметь при себе каждому верующему специальные разрешительные документы, дающие право на распространение веры и религиозных убеждений, а также распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения вне культовых зданий и сооружений не только абсурдно и оскорбительно, но и создает основание для массовых преследований верующих людей за нарушение такого рода положений закона…
Советское прошлое нам напоминает, сколько людей разных вероисповеданий были гонимы за свою веру, за распространение своих убеждений, за Слово Божье. И сегодня мы отчетливо видим, что предлагаемый законопроект возвращает нас к тому постыдному прошлому».
Ограничения на религиозную деятельность, введенные в сталинские времена – в том числе запрет на религиозную деятельность за рамками воскресных служб в церкви и запрет родителям на внушение веры своим детям – формально действовали вплоть до распада Советского Союза, хотя со временем они стали исполняться весьма выборочно.
Некоторые эксперты усомнились в том, что правительство сможет и будет вести наблюдение за религиозной деятельностью в частных домах христиан.
Так называемые «законы Большого брата» также вводят повсеместную слежку за действиями пользователей в сети, в том числе обязывают разработчиков программ предоставлять службам безопасности право доступа к закодированным данным и предусматривают более жесткие наказания за экстремистскую и террористическую деятельность.
Этот пакет поправок представляет собой «наступление на свободу самовыражения, свободу совести и право на неприкосновенность личной жизни, предоставляя правоохранительным органам неоправданно широкие полномочия», как сказали представители организации Human Rights Watch в интервью изданию Guardian.
Если этот законопроект вступит в силу, то за нарушение требований к осуществлению миссионерской деятельности гражданам грозит штраф в размере до 780 долларов, а организациям – до 15,5 тыс. долларов. Иностранным гражданам, которые нарушат этот закон, грозит депортация.
Прежде в России уже принимались меры для сдерживания иностранных миссионеров. Закон об «иностранных агентах», принятый в 2012 году, требует, чтобы иностранные группы предоставляли в соответствующие органы подробную документацию и постоянно проходили разного рода проверки. Согласно государственной статистике, с момента вступления этого закона в силу сектор НПО сократился на треть.
«В Москве мы делили офисное здание с 24 организациями. Теперь там не осталось ни одной иностранной миссии, – рассказал Рахуба. – Они не смогли пройти процедуру перерегистрации. Миссионеры не смогли вернуться в Россию, потому что им не удалось получить визу. Сегодня зарегистрироваться в качестве иностранной организации в России практически невозможно».
Протестанты России, которые сегодня надеются на внесение поправок в новый закон или на вето, прежде уже уходили в подполье, и они готовы сделать это снова, как сказал Рахуба.
«Они говорят, что, если до этого дойдет, нам не смогут помешать исповедовать нашу веру и делиться нашим духовным опытом, – написал он. – Великое Поручение нужно исполнять не только во времена свободы».
Кейт Шеллнат