Уже через неделю суд вынесет приговор экс-полицейскому. (ИЗ ЗАЛА СУДА)
Сегодня, 25 августа, в Октябрьском суде состоялось очередное заседание по делу Андрея Назарова. Обвиняемый – в недавнем прошлом полицейский, которого обвиняют в незаконных манипуляциях со служебными документами ради улучшения статистики. В результате, как считает следствие, необоснованно принимались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, и граждане не получали необходимую защиту от государства.
Защита явно уверена, что невиновность её клиента будет подтверждена судом. Перед началом заседания адвокат произнёс в частном порядке небольшую лирическую речь, обращаясь к подсудимому, к его товарищам по службе, занявшим весь второй ряд скамеек, и к представителям (точнее, представителю) прессы:
– Вот я сам дважды поступал в университет. Первый раз на рабфак, сразу после армии, второй раз на заочное. И диплом у меня обычный, синий. А вот Андрей Алексеевич закончил с отличием. Я видел этот диплом – красный такой, красивый... Это дорогого стоит. И что вас в милицию понесло, Андрей? Шли бы в науку...
Большую часть заседания защита допрашивала подсудимого, чтобы предоставить суду исчерпывающую информацию по каждому из эпизодов. Всего пострадавших по данным следствия трое. Омичка по фамилии Перешивко обратилась в своё время в полицию, увидев, что кто-то разбил стекло в её машине и украл навигатор.
– Потерпевшая пояснила, что навигатор куплен в 2011 или 2012 году и документов на него нет, а цену она не помнит, – рассказал Назаров суду. – При этом она больше беспокоилась о том, что в машине разбито стекло, чем о пропаже. Перешивко сказала: «Я не могу оценить стоимость навигатора». Я сразу после взятия объяснений объехал несколько близлежащих ломбардов, чтобы выяснить, не пытались ли там продать навигатор, и в одном из них попросил оценить украденный предмет. Я назвал модель и дефект – чёрную полосу через весь экран. Мне назвали сумму в 800 рублей. Поэтому я квалифицировал деяние неизвестного как мелкое хищение и, так как начальство требует раскрытия всех происшествий в дежурные сутки, вынес решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Постановление об отказе было согласовано с начальством и отправлено на проверку в прокуратуру. При этом по данным следствия потерпевшая с самого начала говорила о высокой стоимости разбитого стекла, а навигатор можно оценить в бОльшую сумму. Тот же оценщик из ломбарда заявил следователю, что, взяв дефектный навигатор за 800 рублей, продал бы его уже за тысячу. Это стало дополнительным аргументом обвинения.
Второй эпизод связан с уличным нападением на женщину. Неизвестный выхватил у молодой омички сумочку и убежал. В объяснениях, взятых у потерпевшей, говорится, что в сумочке был кошелёк, но в нём – только визитки, денег не было. Сразу после этого происшествия девушка говорила полицейским, что дальнейшего разбирательства не хочет и что главное для неё – что ей лично вреда не нанесли. Тем не менее дважды её вызывали на опознание возможного преступника, но она отказывалась, говоря, что никого узнать не сможет, а в конце концов написала заявление о закрытии дела. И дело действительно закрыли – за незначительностью ущерба и отсутствием физического насилия.
– Есть постановление Пленума Верховного суда, – объяснил Назаров, – из которого следует, что рывок сумки – это не применение насилия, даже если женщина упала.
По данным следствия, в кошельке всё-таки были деньги и банковские карты, а Назаров должен был внести этот факт в объяснения, но не внёс. При этом потерпевшая Назарова не помнит и говорит, что объяснения у неё брали несколько полицейских.
Наконец, третий эпизод тоже связан с кражей из автомобиля. Некто Григорьев пришёл в полицию, чтобы заявить о пропаже ряда вещей из машины. В фойе РОВД он написал заявление, а потом к нему вышел Назаров и повёл к себе в кабинет, чтобы брать объяснения. В документах говорится о сумке с документами, ключами и 500-рублёвой купюрой. Потерпевший теперь говорит, что был украден ещё и навигатор, купленный то ли за 3, то ли за 3 с половиной тысячи рублей. В заявлении он о навигаторе не написал, так как для него важнее всего были документы, а Назарову о нём сказал и думал, что тот включил этот факт в объяснения. Сам потерпевший Григорьев, по его словам, этот документ прочёл «бегло» и не заметил, что навигатор там не упомянут.
Подробности удалось выяснить только благодаря зачитанным в зале суда данным с очной ставки:
Свидетель Григорьев: «Я не написал в заявлении про навигатор, так как тогда было важнее найти документы. Полицейский в вестибюле мне сказал, что сумку, ключи и навигатор не найдут, а документы – найдут, поэтому я написал про документы. Не помню, описывал ли Назарову навигатор. По-моему, говорил, что купил его за 3000 или за 3500, но точно сказать не могу».
Назаров же говорит, что о навигаторе узнал, только из материалов возбуждённого против него дела. Интересно, что во время очной ставки обвиняемый задал Григорьеву прямой вопрос:
– Можете вспомнить, говорили ли вы мне о навигаторе?
Ответная реплика оказалась очень красноречивой:
– Затрудняюсь ответить.
Подсудимый настаивает на полной своей невиновности.
– Обвинение строится на догадках и домыслах, – заявил Назаров. – Фактов в обвинении вообще нет. Следствие велось с нарушениями.
Судья Крылло с помощью уточняющих вопросов узнал, что одно из этих нарушений – фиксация в материалах «не той» детализации телефонных разговоров. Девушке, у которой выхватили сумочку на улице, звонил для выяснения всех деталей начальник Назарова, – но следствие сочло доказанным тот факт, что такого звонка не было. Основанием для этого стала детализация телефонных переговоров. Проблема тут одна: эту детализацию сделали не для телефона потерпевшей, а для какого-то другого номера.
– Другая детализация была предоставлена следователями осознанно, – уверенно заявил Назаров. – Помимо всего прочего, в результате были нарушены конституционные права владельца номера. Поэтому сейчас мы готовим обращение с требованием провести проверку.
Следующее заседание состоится через неделю, 1 сентября. Судья Крылло намерен выслушать прения сторон и в тот же день вынести приговор. Назаров за пределами зала суда высказал надежду на торжество здравого смысла и, вздохнув, добавил:
– Всё-таки тяжело, когда за твой счёт кто-то пытается улучшить показатели.
БК55 обязательно расскажет об исходе этого дела.