Новости. Омск

Как в Таре изуродовали уникальный охраняемый законом храм?

Неравнодушные жители Тары и Омское отделение Всероссийского общества охраны памятников в шоке от того, как под вывеской партийного проекта «Единой России» изуродовали уникальный храм. Кто защитит?  

Под вывеской партии «Единая Россия» за бюджетные деньги перестраивается памятник архитектуры федерального значения XVIII в., Спасская церковь

Продолжается строительство наружной лестницы, которой никогда не было. С прошлого года в городе Тара за бюджетные деньги ведется реставрация старейшего каменного здания в Омской области – Спасской церкви. Храм поистине уникальный – единственный образец сибирского барокко в Омской области, памятник архитектуры федерального значения XVIII века. Однако житель Тары и краевед Анатолий Аскаленко, выступающий от имени инициативной группы по сохранению памятника, считает, что иначе как глумлением над историей эту реконструкцию не назвать. По мнению общественников, исполнители партийного проекта единороссов «Историческая память» по реставрации церкви на самом деле превратили восстановительные работы в грубую перестройку здания. А это прямое нарушение Федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. Тарчане уверены: их уникальному памятнику причинен серьезный вред. Что же не устраивает краеведов во вроде бы благом деле по восстановлению исторического наследия?

Конец барочного стиля

Перестроенные главки церкви, август 2015 г. и сейчас

Первое, что бросается в глаза, – перестроенные главки церкви, так называемые восьмерики (по числу граней). То, что нарисовали проектировщики и построили «реставраторы» на месте бывших оригинальных конструкций, вызывает полное недоверие ко всему проекту и строителям. Историческая главка церкви была разобрана, при этом уничтожили старинную фреску под куполом перекрытия восьмерика. Производились ли до разборки замеры оригинальных элементов? Каким образом проводилась экспертиза состояния восьмериков до разборки? Почему не было выявлено наличие существовавшей фрески, которой очень гордился бывший настоятель храма Роман Петрович Коздринь и фото которой имеется? Почему не было выполнено укрепление свода восьмерика и не произведена замена ветхих кирпичей? Вот те вопросы, на которые краеведы не могут найти ответа. Декоративные элементы восьмериков работники министерства культуры области в ответе Анатолию Аскаленко называют лепниной. Но все эти элементы на обоих восьмериках были выполнены из тесаного кирпича в массиве кладки. Изменение размеров восьмерика-резонатора неминуемо изменит уникальную, восхитительную акустику помещения. А прежние формы и пропорции подчеркивали устремленность церкви в небо, ее барочный стиль. Сейчас этого уже нет.

Фантомная лестница

Продолжается строительство наружной лестницы, которой никогда не было

Во-вторых, к храму решили пристроить новую наружную лестницу. До начала ремонтно-строительных работ в 2015 году на церкви в колокольне была лишь внутренняя деревянная лестница, которая вела на второй этаж. Исторических документов, подтверждающих наличие в прошлом наружной лестницы, нет. «Пристраиваемая тяжелая наружная лестница, которой никогда ранее не существовало, по мнению профессиональных строителей, изменит напряжение и равновесие грунтов, – говорит Анатолий Аскаленко. – Все это может вызвать ускоренное разрушение колокольни, стены которой уже имеют вертикальные трещины снизу до самых проемов звонницы». Непонятно, на основании чего был сделан вывод о существовании подобной наружной лестницы. В 2015 году археолог Сергей Тихонов на территории церкви сделал 4 разведочных шурфа, ближайший из которых находился на расстоянии лишь около 10 м от запроектированного фундамента лестницы. То есть они и не могли подтвердить существование ее основания. А археологическое исследование грунтов на месте фундаментов вновь сооружаемой лестницы не проводилось. Заведующий сектором археологии Омского филиала ИАЭТ СО РАН Сергей Татауров направил министру культуры Омской области сообщение о том, что в апреле 2016 года он зафиксировал здесь разрушение культурного слоя. Слева от входа в храм были вырыты котлован и траншея общей площадью около 100 кв. м на глубину 1,5 м. В результате был разрушен культурный слой и уничтожены деревянные конструкции Спасского мужского монастыря XVII в. Сергей Татауров добавляет, что котлован все же не прорезал полностью культурный слой, поэтому необходимо доисследовать дно котлована и его стенки. Однако письмо археолога осталось без ответа, а на месте котлована в кратчайшие сроки залили фундамент будущей лестницы. Создается впечатление, что археологам просто не дали возможности провести раскопки, на основании которых был бы сделан вывод об отсутствии остатков фундаментов лестницы. Анализ же исторических фотографий собора с заложенными дверными проемами показал, что если и когда-то была наружная лестница, то у южного, противоположного, фасада. И, наверное, не такая тяжелая, как запроектированная кирпичная. Тем временем строительство этой закрытой двухмаршевой наружной лестницы, которой никогда не было, продолжается. По мнению краеведа, вместе с другими спорными переделками массивная монументальная лестница с кирпичными стенами окончательно добьет уникальный для наших мест барочный стиль здания. Церковь может выглядеть пристройкой к лестнице.

Кто ответит за ущерб исторической памяти?

Что еще вызывает возмущение краеведов? На церкви вместе с разрушающимися заменены и некоторые хорошо сохранившиеся элементы декора из старинного тесаного кирпича на бетонную лепнину. На фасаде появились балконы, которые совершенно не соответствуют стилю барокко. И неизвестно, были ли ранее вообще здесь балконы, тем более подобного вида. В старинных стенах строители прорубают штробы для прокладки труб. Наверняка ответственная экспертиза обнаружила бы еще не одно «художество» реставраторов. Как передает Анатолий Аскаленко, после совещания на церкви 21 июля 2016 года с участием представителей министерств культуры России и Омской области, партии «Единая Россия», по команде представителя единороссов «реставрационные» работы ускорены. Глумление над памятником продолжается. Участники процесса, наверное, понимают, что нарушают закон. И все равно продолжают это делать. Почему? Новое строительство никогда не существовавшей монументальной двухмаршевой наружной лестницы наверняка ведется по расценкам реставрации, которые намного выше общестроительных. Общая цена реставрации, озвученная на совещаниях в 2015 году, – 220 млн рублей, это около 28% бюджета всего Тарского района на 2016 год. И эта сумма будет «освоена» бригадой местных строителей на церкви за полтора года. Как такой дорогостоящий проект мог быть утвержден без достаточной предварительной подготовки к проектированию и качественной экспертизы? Почему церковь не приводится в исторический вид, а перестраивается в угоду чьим-то представлениям о красоте и удобстве использования? Нанесен ущерб памятнику. Кто за это будет отвечать? Как вернуть памятнику его исторический облик и способствовать его сохранению? На вопросы, поставленные здесь, неравнодушные общественники Тары без по-настоящему компетентных людей и организаций ответить не могут. Тарчане обращались с информацией о «делах» реставраторов во многие инстанции, а также к сенатору Андрею Голушко. Последний попросил председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников Никиту Шалмина проверить эту информацию. Шалмин побывал в Таре и 7 июня отправил письмо министру культуры Омской области, в котором сообщил, что опасения местных краеведов подтверждаются. Своевременный комментарий в региональном минкульте получить не удалось. Начальник управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Олег Плющаков находится в отпуске, и нам предложили подготовить запрос. Зато своим мнением поделился Никита Шалмин.

Никита Шалмин, председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников:

– На объекте появился новый генподрядчик. В минкульте же по итогам поездки и совещания сделали беззубый протокол, а мы от ВООПиК изложили свою позицию. Суть протокола – все отдается на усмотрение подрядчика. Хочет он перестраивать барабан и восьмерик – пусть делает, не хочет – не надо. Но реализованная строительная часть не соответствует ни проекту, ни оригиналу. В дополнение к несоответствию проекта, изменены и общие пропорции. Исправить ситуацию накладными декоративными элементами не удастся. Считаем необходимым воссоздание исходного вида собора, что потребует внесения соответствующих изменений в проектную документацию и демонтажа выполненных строительных объемов, а именно: главы, верхнего барабана собора, купола и части восьмерика. Ситуацию же с пристраиваемой лестницей надо еще изучать. Кстати, на объекте есть дополнительное финансирование. Но как его будут использовать, не известно. По идее, нужно все переделывать.

Алексей Пантелеев, член Омского отделения ­Всероссийского общества охраны ­памятников

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Лихачев30.08.2016 02:38:16
Хы-хы. Этот проект же курирует наш будущий член Совета Федерации от ЕР москвич Попов.
13
2
ТАР30.08.2016 04:45:59
Разве что нибудь для народа может сделать эта партия Ж..и В..?Все законы принятые большинством этой партией в думе -антинародные.
15
2
ворчун30.08.2016 07:36:29
А чего еще можно ожидать от партии *
0
0
умная курица30.08.2016 09:30:33
Проходил ли проект историко-культурную экспертизу? Дверной заделанный проем на 2 этаже храма действительно когда-то был, но как выглядела лестница со 2 этажа храма (не колокольни!), неизвестно. Аналогов нет. Поэтому восстанавливать лестницу, да еще в таком монументальном виде, глупо. Если лестница и была, то деревянная, следы от крепления каменной лестницы обязательно остались бы. Ну а с главками - сплошной кошмар. Как можно было принять точеный кирпич за лепнину - в голове не укладывается. Кто задание писал - подрядчик, под себя? Шейка главки храма, форма главки, декор и кровля восьмигранного барабана - все изменилось кардинально. Это порча федерального памятника.
0
2
Омич30.08.2016 09:52:16
Об этих бы проблемах, да не в период выборов, а в рабочем, как говорится, порядке. Без уруру и лозунгов.
6
0
Коля30.08.2016 10:12:41
Уничтожение России ведется, в том числе, путем уничтожения истории и исторических памятников. Это с одной стороны.
А с другой стороны, что знают местные строители о реставрации? Как случилось, что реставрацией занимаются не профессионалы? Подлежит ли лицензировнию реставрационная деятельность? Если нет, то это вопрос к законотворцам и депутатам. Если да, то кто пустил местных строителей?
Где тут у нас прокуратура?

И эта сумма будет «освоена» бригадой местных строителей на церкви за полтора года.

Источник: http://bk55.ru/news/article/82234/
1
0
Кто30.08.2016 15:19:58
Так то Толик с молодых ногтей чтил власть и всегда был с ней * чего изволите*, а на этот раз чего енто вдруг супротив, или мама на выборы повела от СР и надо пыль для вида поднять..

Строят всегда те кто в доле с заказчиком, обнародуйте имя подрядчика и все встанет на свои места, а там каждая копейка на счету не до архитекторов и экспертиз..
0
1
Омчанин30.08.2016 19:00:13
трудно верить человеку с именем "Лешка Пантелеев" (с)Лев Шейнин.
1
0
театрал30.08.2016 19:06:12
Подобное сейчас происходит по всей России. Объявляя реконструкцию исторического памятника, подменяют его новоделом. Видно, такие установки даны министру культуры Мединскому.
0
0
Тарас30.08.2016 19:11:33
Первая каменная тарская церковь, Спасский кафедральный собор, – яркий образец сибирского барокко. Это первое каменное здание на территории современной Омской области. Начало строительства церкви относится к 1753 году. 30 июля (10 августа) 1760 года был освящён храм во имя нерукотворного спасительного образа Христа, расположенный в первом этаже. Этаж, служивший зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Второй этаж, являвшийся летней церковью, был построен в 1776 году, престол освящён во имя Святого и Чудотворца Пророка Ильи.

Спасская церковь построена из местного крупноразмерного кирпича тобольскими мастерами на средства прихожан и представляет собой классическую схему трёхчастного корабельного типа храма с осевой ориентацией на восток. Двухэтажная церковь состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главкой на высокой шее. На втором этаже находился балкон, в настоящее время утраченный. Декоративные элементы церкви: угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, "пламенеющие” очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов. Общая высота церкви – более 40 метров, толщина стен первого этажа – 165 см, второго – 135 см. Церковь окружала фигурная металлическая решётка на каменном основании и каменных столбах.

При церкви существовала церковно-приходская школа, которая содержалась на средства всех городских церквей. В приход храма была приписана деревня Лоскутово.
1
0
сибиряк30.08.2016 19:13:05
Поражает равнодушие или полное отсутствие профессионализма со стороны областного Минкульта. И это не первый случай. Да что говорить, ни один объект культуры "Галерка", Цирк, Эрмитаж и др.) не были подготовлены к 300-летию. И никого не наказали, НАООБОРОТ Министру вручили знак за развитие культуры России! Это вообще что?????
1
0
Тарас30.08.2016 19:24:19
Основным источником для изучения тарских церквей являются Метрики 1887 г. «для получения верных сведений о древнеправославных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах», хранящиеся в архиве Ленинградского отделения института археологии.
Из Метрики Спасской церкви мы узнаем, что её длина 15 саж., высота — 16 саж., ширина — 5 саж. 2 арш., кресты были восьмиконечные позолоченные. В нижнем храме иконостас был новый с колоннами, без резьбы, окрашенный белой краской, иконы были обведены позолоченными рамками; Царские врата — резные, вызолоченные, двухстворчатые с дугообразным завершением. В верхнем храме старинный деревянный иконостас, весь вызолоченный листовым золотом, с колоннами, капителями и карнизами, шестиярусный; Царские врата с резными вызолоченными решетками. Иконы были древнего письма в греческом стиле. С западной стороны верхнего храма были устроены хоры. Из ценностей отмечены серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 г., с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; «риза и фелонь золотосеребряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета...». Колоколов было 5, самый большой весил 30 пудов. Метрику составил священник этой церкви Павел Никулин, 62 лет, окончивший Тобольскую духовную семинарию.
0
0
Виктор30.08.2016 20:01:09
согласен с автором.... творят, что хотят
0
0
Кто30.08.2016 20:38:01
Новодел это увеличение сметы, большая часть которой оседает на кармане заказчика и подрядчика, поэтому удивляться нечему..
0
0
Меркадер30.08.2016 21:54:35
Вот всё так у "ЕдРосов", за что бы они ни взялись. Надо бы ещё Никольский собор в Омске проверить. А то там тоже какая-то подозрительная реставрация идёт.
0
0
гость30.08.2016 22:43:23
А разве Спасскую церковь в Таре не вернули православным верующим?
0
0
Анатолий Аскаленко31.08.2016 21:02:28
Посмотрите сайт http://spasitehram.mya5.ru
Там всё более подробно и грустно.
1
0
из Тары31.08.2016 21:09:02
Года два назад собрали членов ЕР на срочное совещание, на котором Артемов А.В. настоятельно рекомендовал вразумить народ, что церкви нужна реставрация. Опрос в газете показал, что тарчане против "капитального" глумления над церковью, но их никто и слушать не стал. Вообще, непонятно для чего газета "Тарское прииртышье" проводит опросы, если они потом никому не нужны. Тарские краеведы бьются за эту церковь. но не находят поддержки у властей. Им, похоже все равно, что там налепят. Главное деньги освоить. для чего нужен был этот ремонт, кому нужно было бросить эти немалые деньги на эту лепнину - непонятно. А Артемов так потом и не особо интересовался этой стройкой. И последний штрих - лестница, это полное угробление нашего храма.
0
0
тарчане31.08.2016 21:12:21
Полностью поддерживаем уважаемых тарчан А.Аскаленко и С.Алферова, которые душой болеют за наш город. Но власти делают все, чтобы стереть с лица земли единственный выживший храм. Единая Россия, где же ваше единство? Повернитесь лицом к тарчанам, не рушьте последнее - веру.
0
0
киви01.09.2016 10:33:03
Ндаа. И это после высокого визита в Тару. Ну Мединский в суть не вникал, но остальные-то со свитой должны быть в курсе дел. Ну хоть шепнуть министру, что тово....храм все более отдаляется от оригинала. Неет. нам главное - скорость и благолепие.
Противно уже кормить и терпеть семь безтолковых нянек.
Писать надо Мединскому, с приложением всех фотографий. Не слепой же он. Кстати. как получилось, что сменился московский подрядчик? Он просто переименовался или тупо сбежал с денежками?
0
0
Анатолий Аскаленко01.09.2016 20:41:04
Писал Путину. "Обращение направлено по компетенции" - в Омский минкульт :).
А сменили подрядчика не для того ли, чтобы труднее было концы найти? Непросто удалось узнать, что исполнителем работ в 2015 г. (субподрядчиком) было Омское ООО "Степстрой". Не они ли сейчас в Омске реставрацией занимаются? С авторским надзором вообще не удалось связаться, как ни старались.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru