Где город возьмёт деньги, чтобы не повышать цены для пассажиров, всё ещё неясно.
На сегодняшнем заседании Региональной энергетической комиссии Омской области решался вопрос о тарифах на пассажирские перевозки. При этом присутствовали и бывший, и нынешний главы департамента транспорта – Виталий Маслик и Алексей Мартыненко соответственно. Но говорить им так и не пришлось.
Первым делом рассмотрели тарифы муниципальных пассажирских предприятий. Трём из них предлагалось повысить тариф до 28 рублей с копейками, одному (№4) до 30 рублей 72 копеек, «Электротранспорту» – до 32 рублей 39 копеек. Все эти предложения РЭК оперативно, без какой-либо полемики, утвердила; голосование велось старым дедовским способом – поднятыми руками. Таким образом, средний тариф по муниципальному транспорту теперь составит 29 рублей 91 копейку, то есть вырастет на 8,8%.
– Сразу отмечу, – прокомментировал это решение глава РЭК Олег Голубев, глядя в зал, – речь идёт только о размере тарифа, а не о цене на билеты. Пассажир как платил 22 рубля, так и будет платить. Соответствующее письмо от мэра мы имеем, готовность изыскивать средства на погашение разницы между тарифом и ценой на билеты в нём заявлена.
Затем прошлись по «частникам». Всем им, начиная с «Автосилы» и заканчивая разными ИП с одним маршрутом, тоже без какой-либо полемики повысили тарифы – от 2 с половиной процентов до 8. В каждом случае Голубев перед началом голосования задавал вопрос о причинах повышения и получал один и тот же ответ: «Ввиду увеличения числа маршрутов и закупки нового подвижного состава, в том числе через лизинг.» Стоит отметить, что муниципальные предприятия средства на лизинг «не заслужили»: это повысило бы тариф настолько, что появились бы проблемы не только с деньгами, но даже с готовностью их «изыскивать».
Всего на транспортную проблему, которую долгими месяцами обсуждают политики, СМИ и общественность, РЭК потратила от силы минут 10. Теперь новые тарифы будут обсуждаться в Горсовете, без чьего одобрения тут не обойтись. Ну а в следующем году не обойтись без дополнительных средств, но где их можно взять – пока не знает никто. Как известно, в бюджете на транспорт заложены те же расходы, что и в этом году.
Глава профильного ведомства Алексей Мартыненко во время импровизированной пресс-конференции сразу после заседания демонстрировал оптимизм, но несколько бессодержательный:
– Я так скажу, – объявил он, – муниципальный транспорт в Омске жил... (тут возникла маленькая непредвиденная пауза) жил, жив и будет жить!
О Владимире Ильиче Ленине ровно эти слова говорили до самого конца советской эпохи. И эта аналогия, конечно, не прибавляет оптимизма. Кто знает, возможно, нас ждёт новый транспортный коллапс.