Изменение в Омске привычной маршрутной сети чревато неожиданными проблемами.
Первого января омичи проснулись в новом, изменённом Омске: из городской транспортной сети исчезли сразу двадцать пять маршрутов. Сполна прочувствовать изменения горожане смогли неделю спустя, после первого рабочего понедельника. Мнения разделились: одни радуются уходу маршруток, другие ругаются на то, что автобус теперь приходится ждать по 40 минут.
О некоторых неявных проблемах и тёмных сторонах этой оптимизации мы поговорили с частным перевозчиком Евгением Краморовым.
– Идея оптимизировать городскую транспортную сеть, отменив дублирующие маршруты, на первый взгляд кажется здравой. Что с ней не так?
– Практически всё: на самом деле основную выгоду от этих изменений получают не пассажирские предприятия, а другие частные перевозчики. Да и с маршрутами много вопросов: складывается ощущение, что на самом деле их не отменили, а припрятали до лучших времён, т.е. перевозчиков с них убирают, а сами маршруты остаются в сети. И это очень похоже на попытку даже не передела, а захвата рынка.
– Но в департаменте говорят, что отмена проводится в пользу маршрутов, по которым пустят дополнительные муниципальные автобусы.
– Сразу возникает вопрос: а откуда они возьмутся, эти новые автобусы? Когда пассажирские предприятия участвовали в конкурсах, они заявляли о семи сотнях машин. Сейчас на ходу реально осталось 430, многие – в ужасном состоянии. 10-20 процентов уходят на ремонт уже после второго круга. И департамент транспорта нашёл выход: они по-тихому добавляют на «муниципальные» маршруты машины частных перевозчиков.
Конечно, пассажирские предприятия тоже получают своих пассажиров, выпускают какие-то дополнительные автобусы, снятые с других маршрутов. Но смотрите: на 20-м маршруте, который «дублировала» отменённая 205-я маршрутка, работают всего семь машин 7-го ПП – и 30 автобусов «Автосилы», на 72-м – четыре автобуса 4-го предприятия и целых семь – частников. На 22-й, под который закрыли 322-ю маршрутку, встало 11 новых машин, и тоже – большая часть принадлежит частным перевозчикам. То есть к автобусам трёх ПАТП департамент добавил трёх же частников. А парковые автобусы просто перевели с других маршрутов. К примеру, с маршрута №80, где больше нет автобусов ПАТП, но зато появились ПАЗы ИП Карнышова.
– Но муниципальные автобусы вместительнее, чем транспорт частников. Общий итог должен быть в их пользу.
– Под эти три маршрута отменили 12 маршрутов, а с улиц ушло примерно 300 микроавтобусов. В день они перевозили порядка 60-70 тысяч пассажиров. В качестве компенсации, по словам Кожухова, на маршрутах 20, 22, 59, 63 и 72 стало работать 44 муниципальных автобуса, вместо прежних 36, то есть всего на девять больше, чем было. Это, в самом лучшем случае, если они с утра до вечера будут ходить забитыми под завязку, около 25 тысяч пассажиров за день. Остальную массу, а это где-то две трети, приберут к рукам другие перевозчики. Те, кому дептранс по каким-то причинам благоволит. Потому я и говорю, что это банальный передел рынка: забрали у одних, отдали другим.
Причём процедуру «разбавления» частниками муниципальных маршрутов проводили и в прошлом году. Перед тем, как 20-й закон вступил в силу, дептранс заявлял, что общее количество автобусов и маршруток сократится до 2300 штук. И в апреле, действительно, выдали 2358 карт маршрута. Однако уже к сентябрю их стало на 300 больше, причём никаких новых конкурсов на маршруты за это время не прошло. С конкурсами много интересного: например, сейчас объявили конкурс на 89-й маршрут при том, что 89Н – настоящий, стопроцентный дублирующий маршрут – никто закрывать не планирует. Вообще, в реестре 16 маршрутов с обозначением «Н», т.е. полных дублеров муниципальных маршрутов, но отменяют из них только четыре!
– Некоторые перевозчики после первого января продолжили выпускать машины на отменённые маршруты. Одобряете ли вы такие действия? Администрация в ответ едва ли не карательные рейды начала проводить.
– Самое интересное в том, что формально эти «отменённые» маршруты до сих пор не отменены. В реестре недействительных карт говорится о том, что отмена происходит на основании документа планирования регулярных перевозок. А это юридически неверно, отмену нужно оформлять приказами, составленными на основании документа планирования, а не самим документом. Сейчас время упущено, потому в дептрансе решили пойти иным путём: с теми, кто пытается бороться, они просто расторгают договоры.
– Потому что есть нарушения.
– Формальные нарушения: у кого-то ГЛОНАСС не передал данные, у кого-то «ГАЗели» на маршруте остались. Причём те же «ГАЗели» спокойно ездят и по другим маршрутам – но «основанием для прекращения договора» они там почему-то не становятся. Своими действиями по расторжению договоров дептранс только подтверждает, что формально маршруты никто не отменил: если маршрута всё равно нет, то зачем тратить время и силы на расторжение договоров? Тем более что в силу 220-ФЗ и принятых муниципальных актов ранее заключенные договоры больше не являются правоподтверждающими документами, их заменили карты маршрута, выданные перевозчикам до 2019-2023 гг., что и смог доказать в суде наш коллега Локотков.
Мне кажется, что департамент, постепенно уводя с рынка перевозок ПАТП, в том числе, и по объективным причинам (состояние автопарка, недостаток финансирования, отсутствие концепции развития и т.п.), передает «свою» долю «нужным» перевозчикам, попутно зачищая поле от конкурентов. Но, так как нет способов это сделать законно и, главное, быстро, то придумываются подобные «оптимизации», исходя исключительно из «интересов пассажиров». Тем самым, искусственно сталкивая интересы перевозчиков, проводят передел рынка. А так как каждый, безусловно, будет защищать свой интерес любым доступным ему способом, то это верной дорогой вернёт нас в недавнее прошлое – к «маршрутным войнам», перестрелкам на конечных и прочему бандитизму.
В заключение хотелось бы сказать следующее: заявленная департаментом цель оптимизации выглядела благородно – финансово помочь муниципальным предприятиям, обеспечить доступность и безопасность пассажиров за счет сокращения избыточного количества автобусов и корректировки маршрутов.
Что будет? Маршруты не отменили и предприниматели, оправившись от первого шока, постепенно на них вернутся (поэтому и карты не сдали). На измененные маршруты, призванные компенсировать «отмененные», департамент добавил количество мест и выдал соответствующие документы, на муниципальные маршруты-«дублеры», помимо автобусов ПАТП, допустили автобусы частников, т.е. прямых конкурентов. На освобожденных от муниципальных автобусов маршрутах теперь работают опять же частные автобусы.
В итоге вместо сокращения автобусов на маршрутах департамент их количество значительно увеличил, но пассажиров за это время в городе точно больше не стало. Что, исходя из предыдущего опыта проведенных им «реформ», лично меня не удивляет. Проще говоря, и частников, которым сегодня тоже несладко, и муниципалов, которым совсем плохо, ждут очень нелегкие времена.