Граждане научились отстаивать свои права, а вот система к этому оказалась не готова.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала, что за 2016 год с жалобами на нарушение прав потребителей к ним обратились 700 тысяч человек. Для сравнения, в начале 90-х годов прошлого века подобных обращений поступало всего около 15 тысяч.
– Совместными усилиями с добросовестным бизнесом мы вырастили требовательного, знающего и готового отстаивать свои права потребителя. За последние шесть лет ежегодное количество обращений в Роспотребнадзор выросло вдвое, а в общей сложности за последние шесть лет мы рассмотрели 3,7 млн обращений, – пишет Попова в колонке газеты «Известия».
Она отмечает, что большая часть жалоб, около 60%, приходится на некачественные услуги. Россияне жалуются на управляющие компании, врачей, банки, учебные учреждения и т.д. При этом около 90% подобных исков суд удовлетворяет, а их количество только растет. Из-за этого ведомства беспокоятся, что судебная система может не выдержать наплыва недовольных граждан.
– За последние два с половиной года объем гражданских дел о защите прав потребителей финансовых услуг вырос в 2,2 раза. Очевидно, что ежегодный 10-процентный прирост количества исков потребителей рано или поздно может парализовать судебную систему, потому требуют поддержки и внимания общественные и государственные инициативы, связанные с развитием институтов альтернативного разрешения споров, – говорит Попова.
Глава Роспотребнадзора считает, что потребителей нужно образовывать, повышать его уровень знаний в сфере законодательства с помощью дистанционных и интерактивных способов общения.