Доведенные до отчаяния учителя не стеснялись выражать эмоции.
Сегодня, 17 апреля, в Омске прошли общественные слушания на тему «Образование в Омской области: законодательство и статус педагога». На мероприятии, которое проходило в стенах ОмГПУ, присутствовали депутат Госдумы РФ от Омской области, первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин, директор департамента образования Омска Екатерина Спехова, депутат Заксобрания, глава комитета по социальной политике Вадим Бережной, и.о. ректора ОмГПУ Геннадий Косяков и председатель Омской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Евгений Дрейлинг. Но главными героями слушаний сегодня стали, конечно же, работники образовательной сферы – сотрудники омских школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.
Встреча началась с традиционного приветствия гостей и краткого экскурса в проблему от Олега Смолина, а затем слово взяли учителя, которым, без сомнения, было что сказать. Они поочередно выходили к трибуне и уже не в первый раз говорили о той ситуации, которая сложилась в системе образования в России и с которой они не могут мириться. Не без горького юмора они рассказывали об окладах, которые не достигают даже прожиточного минимума, из-за чего ради хоть каких-то средств к существованию им приходится работать более 30 часов в неделю. По полочкам раскладывали все проблемы в школах и детсадах: лишение премий, уменьшение зарплат, увеличение нагрузки и бессмысленной бумажной работы, отсутствие возможностей профессионального развития для молодых специалистов, отсутствие уважения к профессии учителя и воспитателя... Каждый из выступающих удостаивался бурного одобрения: аплодисментов, выкриков из зала, а некоторым даже скандировали «молодец!».
Ситуация накалилась, когда слово взяла глава Депобразования Екатерина Спехова. Она отметила, что все поднятые вопросы для ведомства не новы.
«Я во многом соглашусь с выступающими. Боль всех – это окладная часть, оклады и педагогов, и воспитателей, и технических работников. Мы за это тоже переживаем, волнуемся, постоянно высказываем свои предложения о том, что не может быть такой низкий оклад, даже при том прожиточном минимуме, который сейчас, – рассказала Спехова. – Мы постоянно рассматриваем этот вопрос с Министерством образования, все равно у нас есть уже какие-то подвижки. Мы решаем вопрос и с окладной частью руководителей, но вы ведь все понимаете: если увеличиваешь одно, невозможно увеличить другое. Как я говорю, есть кубышка, и она одна. Ее можно раскладывать на разные кучки, но если мы забираем из одной кучки – значит убывает где-то в другой кучке. Увеличение на уровне местных и региональных властей в этом плане невозможно».
Однако такие общие фразы учителям не пришлись по душе. Одна из самых активных женщин решила потребовать конкретики, невзирая на протестующий шепот соседок.
«А по существу Вы можете сказать? У Вас очень много общих слов ни о чем, – заявила она. – Ребята очень конкретно говорили, все показывали, а то, что Вы говорите, абсолютно неконкретно».
«Я вообще не планировала здесь выступать...» – замялась Екатерина Спехова.
«Напрасно! – парировала ее собеседница. – Мы планировали Вас спросить, и очень конкретно – по фонду стимулирования».
Директор депобразования пустилась в объяснения о том, что фонд стимулирования ведомством не формируется, а лишь распределяется по учебным заведениям. Однако и это учителя не устроило.
«У нас фонда стимулирования вообще не стало почему-то в 115 школе, я специально говорю при всех. У нас нет фонда стимулирования. Вы нам его убрали. В департамент ездила наша бухгалтер. Зачем Вы говорите неправду на весь зал?» – вопрошала женщина под крики «И у нас нет фонда стимулирования!» от представителей других школ.
«Вы говорите неправду!» – еще раз смело заявила оппонентка Спеховой.
«Я готова с Вашими образовательными учреждениями, которые утверждают, что у них нет фонда стимулирования встретиться в любое время в своем кабинете...» – начала директор департамента образования.
«Нет, Вы встретьтесь с коллективом, зачем в кабинете? Вы с коллективом поговорите!» – прервала ее учительница.
«Я готова приехать, показать все, начертить, рассказать. Фонд стимулирования есть абсолютно у всех, не может быть такого, чтобы его не было», – заявила Екатерина Спехова, вновь вызвав шквал возмущения в зале.
«Нет у нас фонда стимулирования, и Вы это прекрасно знаете!» – настаивала на своем женщина.
Нарастающий конфликт урегулировал Олег Смолин, который призвал собравшихся к тишине, отметив, что таким образом проблему не решить.
«Коллеги, мы очень часто стреляем по своим, – отметил Смолин. – Я Вас уверяю, руководители системы образования, как и руководители социального блока, стараются сделать все возможное в рамках данной экономической политики».
В качестве примера депутат привел данные о средствах, которые выделялись из бюджета на образование в Омской области: в 2016 году цифра уменьшилась на 4 миллиарда – с 18,5 до 14,5 миллиардов рублей, а в 2017 году на эти цели было выделено 16 миллиардов. Поэтому с представителями органов власти, которые выделяют эти средства, необходимо договариваться, а не нападать на них с обвинениями, заключил Олег Смолин.