БК55 пообщался с новым министром образования Омской области и узнал ее мнение о зарплатах учителей и судебных разбирательствах с мэрией.
– Татьяна Васильевна, какие у вас ощущения после вступления в должность министра?
– Сейчас сформирована работоспособная команда, и времени на раскачку нет. Степень ответственности теперь гораздо выше.
– Чем будете заниматься в первую очередь, может быть, есть приоритетные направления работы министерства?
– В первую очередь, это федеральные образовательные стандарты. Мы внедряем их не первый год, в каких-то параллелях уже работаем в штатном режиме. Другие важные направления, которые будут развиваться в школах, это инженерное и аграрное образование. Еще одно направление – коррекционное образование, стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Стремимся обеспечивать раннюю помощь родителям, у которых есть дети с ОВЗ, потому что чем раньше будет оказана коррекционная помощь, тем больше вероятность, что ребенок перейдет в статус нормы и пойдет в обычную массовую школу.
В колледжах и техникумах развивается движение WorldSkills, направленное на повышение престижа самых востребованных в экономике страны специальностей, по которым мы должны готовить наших студентов. Новое направление, появившееся в прошлом году, Российское движение школьников. Вместе с нами в этом движении и общественные детские организации.
– Планируете привнести в работу министерства что-то новое, какие-то собственные методы управления?
– Я достаточно жесткий руководитель, но при этом умею договариваться. Считаю, что нужно не только строго «спрашивать», но и не забывать отмечать заслуги и хвалить. Главное для меня – это настоящая командная работа. Без этого добиться качественных результатов, думаю, не получится.
– Сейчас, насколько нам известно, министерство занимается ликвидацией второй смены в школах. Как скоро все школьники будут учиться только утром и от чего это зависит?
– К 2018 году должна быть ликвидирована трехсменность в общеобразовательных организациях. К 2021 году необходимо обеспечить односменный режим обучения в начальной и в старшей школе. К 2025 году должен быть обеспечен перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50 % и выше и обеспечено обучение в одну смену основной школы. В 2017 году Омская область не принимает участие в федеральной программе в связи с отсутствием школ, работающих в три смены. В региональной программе с 2018 года до 2025 года предусмотрены мероприятия для создания 35 тысяч новых ученических мест за счет строительства, реконструкции зданий общеобразовательных организаций, капитального ремонта. В 2017 году проводятся мероприятия по разработке проектно-сметной документации для строительства новых зданий школ.
– В школах часто у родителей просят деньги на ремонт и прочие нужды, и иногда это происходит в добровольно-принудительной форме. Как поступать в данной ситуации?
– Областной бюджет выполняет свои обязательства по финансированию заработных плат педагогов и обеспечению учебными пособиями школ. Содержание зданий и оплата коммунальных услуг – прерогатива местных властей. Денег в местных бюджетах не хватает, но это не повод залезать в карманы родителей. И если такие пожелания высказываются, то все должно происходить исключительно на добровольных началах.
– Можете прокомментировать судебное разбирательство с администрацией города относительно субсидий на модернизацию системы дошкольного образования? Какого мнения вы придерживаетесь в этом вопросе?
– Детально комментировать судебное разбирательство в настоящий момент не представляется возможным. Требования Администрации города Омска и принятое арбитражным судом Омской области решение считаем незаконным и необоснованным. Подготовлена соответствующая апелляционная жалоба. Позиция министерства образования неизменна. Полномочия по организации предоставления общего образования, включая дошкольное, обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и обустройству прилегающих к ним территорий относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, должны исполняться за счет средств местных бюджетов. При этом из областного бюджета местным бюджетам на данные цели могут быть предоставлены субсидии, носящие характер финансовой помощи, а не обязательства.
– Что вы думаете об инициативе заменить льготы сельским учителям на оплату отопления и водоснабжения на единовременную выплату? Ведь в районах коммунальные услуги зачастую дороже и оговоренных 2300 тысяч рублей явно не хватает.
– Льготами, их назначением и выплатой занимается министерство труда и социального развития региона. Введение ЕДВ позволило сделать порядок расчета наиболее доступным и понятным, исключить обращения в многофункциональные центры за перерасчетом размера льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также исключить ежегодное обращение за льготами на твердое топливо. Компенсация в виде ЕДВ предоставляется каждому педагогическому работнику, пенсионеру, уволенному из образовательной организации, независимо от условий их совместного или раздельного проживания. То есть, если в семье несколько педагогов, то всем осуществляется выплата. Для многих нынешних получателей компенсации на оплату ЖКУ ее размер в 2017 году после введения нового порядка возрос. По данным минтруда, льготой по оплате ЖКУ в Омской области пользуются более 23 тысяч человек.
– На ваш взгляд, оправдала ли себя новая схема начисления оплаты труда школьным педагогам и адекватный ли у них уровень заработных плат относительно прожиточного минимума?
– Заработная плата педагогических работников состоит из нескольких частей. Гарантированная часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, компенсационная и стимулирующая, куда относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, качество выполняемых работ, премиальные выплаты. Стимулирующие выплаты производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе определенных показателей и результатов. Это оправдано.
Не надо забывать, что начисленная заработная плата конкретного педагога зависит от оклада, количества часов педагогической нагрузки, квалификационной категории, стажа, качества работы. В соответствии с данными официальной статистики, уровень заработной платы педагогических работников, реализующих программы общего образования по Омской области, за 2016 год в 3 раза больше величины прожиточного минимума на душу населения за IV квартал 2016 года.
– Вопрос в связи с аварией на железнодорожном переезде: почему не предусмотрено страхование ответственности перед пассажирами при перевозках школьников? Ведь пострадавшие и родственники погибших не получат компенсацию. Это пробелы в законодательстве?
– Все, что положено по существующему законодательству в сфере школьных перевозок, мы обеспечиваем. В образовательных организациях обучаются более 200 тысяч школьников, из них 11 350 детей на подвозе. Все школьные автобусы оснащены аппаратурой: тахографом и спутниковой навигацией ГЛОНАСС. Мы следим за тем, чтобы автобусы проходили предрейсовый технический осмотр и технический осмотр транспортного средства, чтобы на них были оформлены полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. Что касается страхования ответственности перед пассажирами, то этот вопрос обсуждается. К какому решению придут законодатели, я сказать не могу.