Омский политик и общественный деятель считает, что вместо решения ключевого вопроса регулирования статуса самозанятых, законодатель ударился в туманные проекты.
Самозанятые граждане – эта категория населения появилась в России давно. Это достаточно широкий пласт, который существовал в Российской империи и в СССР, со временем менялся лишь состав этой группы: на смену сапожникам приходили программисты, а коробейников сменили фрилансеры, но «проблема» существовала всегда. Самозанятые граждане в России, статус которых до сих пор не урегулирован, относятся к неформальному сектору экономики.
По данным Росстата, в 2016 году в нем было занято 15,4 млн человек (21,2% от общего количества занятых). В России статус самозанятых официально все еще не определен и может трактоваться как незаконная предпринимательская деятельность, хотя в декабре 2016 года Президент России Владимир Путин поручил правительству в течение 2017 года четко определить правовой статус этой категории граждан.
Тогда глава государства заявлял, что «любые попытки признания самозанятых граждан незаконными предпринимателями недопустимы». Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из главных направлений работы всех уровней власти Российской Федерации. Вот уже прошло 2 года, а результат нулевой. До сих пор нет четкого правового понятия «самозанятый гражданин».
Да, были попытки Минфина и Минюста как-то все это систематизировать, но к единому логическому мнению так и не пришли. А вот Общественная палата РФ более или менее смогла продвинуться в этом направлении. Хочу особо отметить, без юридического понятия «самозанятый гражданин» поднимать вопрос налогообложения преждевременно и неразумно.
Вот пример метания из стороны в сторону. Министр финансов Антон Силуанов предлагает ввести в РФ налог на профессиональный доход: «Мы не преследуем цель собрать каких-то дополнительных налогов. Мы хотим, чтобы те предприниматели, которые работают, в том числе без регистрации, без уплаты налогов, без участия в формировании своих социальных прав, могли очень простым методом регистрироваться, платить налог и, по сути дела, выполнять все обязательства гражданина, который работает».
Ставку налога предложили в районе 3%, если услуги оказываются людям, и 6%, если компаниям. В ряде регионов Минфин планирует провести пилотный проект, способы оплаты могут быть разные: через сотовый телефон с установленным мобильным приложением или самостоятельно, через налоговую инспекцию.
Следовательно, основная причина внимания к самозанятым – пополнение бюджета. То есть Минфин предлагает самозанятым заняться саморазоблачением, взять и начать платить налоги. Я одного не могу понять: почему Минфин считает, что граждане начнут дружно это делать? Сейчас, разбежались!
Прямо в очередь в налоговую службу выстроились!
Такими предложениями вывести их из тени невозможно, это все равно как «объять необъятное». Подобные предложения и пилотные проекты мне напоминают сюжет из сказки «Золотой ключик», где два персонажа предлагают другому герою посеять деньги на поле чудес в стране дураков. Получается так: вы трудитесь, платите налоги, но пенсии у вас не будет, потому что вам не идет трудовой стаж и пенсионные накопления. Государству нужны от вас только налоги, а не пенсионные отчисления. Пока государство не заинтересованно в пенсионных отчислениях самозанятых. Вместо решения ключевого вопроса регулирования статуса самозанятых законодатель ударился в туманные проекты, причем упор делается не на регулирование деятельности, а на конечный результат – взыскание налога с дохода.
Это тупиковый путь легализации самозанятых. С вероятностью процентов 80 эти инициативы просто ничем не закончатся. Те, кто работал в тени, они там же, в тени, работать и продолжат. Если будут показательные репрессии, то есть людей будут привлекать к суду, если они будут получать реальные и достаточно жесткие наказания, то часть просто уйдет из бизнеса, а часть, скорее всего, останется, но просто повысит тарифы на свои услуги.
Главным и основополагающим стимулом и мотивацией выхода из тени самозанятых является именно пенсионный стаж, а не налоги. Это может быть разовый либо квартальные платежи в пенсионный фонд. Сумма взноса должна быть не более 1,5 мрот в год. Никакие другие платежи не взимать. Полное отделение самозанятых от ИП с установлением нового специального налогового режима, связанного с минимальной отчетностью, отдельной государственной регистрацией, что образовало бы трех профессиональных участников предпринимательства: самозанятые (микробизнес), индивидуальные предприниматели (малый бизнес), юридические лица (средний и крупный бизнес).
Необходимо законодательно ограничить годовой максимальный доход. Предложенные 10 млн руб. в год – это запредельная планка. Это уже не микробизнес, а малое или среднее предпринимательство. Достаточно и 600000 рублей в год.