Новости. Омск



Как в Омске, этаком вахтовом лагере на миллион постояльцев, уничтожают собственную память

Если даже сейчас изменить культурную политику и прекратить уничтожать собственную память, то как вернуть то, что уже потеряно.

Недавно попала на глаза статья в Омской правде, посвящённая поэту Роберту Рождественскому под заголовком «Ласковый город, спасибо тебе». А за что спасибо?

За то, что в Омске уничтожили всю память о жизни здесь известного поэта?

Правда, когда Рождественский писал эти строки, дом, где он жил, ещё сохранялся. В статье приводятся его первые стихи военных лет, написанные в Омске. То есть здесь он родился как поэт. А где-то место, где были написаны эти строки?.. На Алтае, откуда Роберта увезли младенцем, есть его музей, хотя он там ничего не написал. А в Омске дом, где он написал свои первые стихи, снесён бесследно.

И даже никакого напоминания о нём не осталось.

А ради чего снесён?

Рядом с ним хотели построить грандиозный коммерческий объект. Который в реальности воплотился в заросший даже не бурьяном, а уже лесом котлован с торчащими из земли стойками каркаса. После этого застройщика ловили с собаками по Европам, а когда поймали, поняли, что с него уже ничего не возьмёшь. Причём дом Рождественского даже не попадал в пятно застройки. Его снесли так, на всякий случай, чтобы угодить коммерсанту.

А что, Министерство культуры не знало об этом? Да нет, прекрасно знали. Более того, Союз писателей просил передать им этот дом. В Минкульте мне тогда сказали, что всё сохранить нельзя, тем более, что здесь реализуется масштабный коммерческий проект. В результате всё сломали и ничего не создали.

А сейчас проводим дежурные мероприятия в память о Рождественском, а предъявить доказательства нашей причастности к его имени не можем.

Но при разговоре о Рождественском я стал вспоминать длинный список выдающихся омичей, память о которых уничтожена. Затрудняюсь расставить их по значимости, у каждого свои заслуги. Поэтому перечислю в произвольном порядке.

Раз уж начали про литераторов, то вспоминается, например, писатель Феоктист Березовский. Сейчас он не модный. А в своё время он был видным деятелем Союза писателей СССР. В Омске на улице его имени, в доме № 22, в котором много лет жила семья Березовских, был его музей. Сейчас на этом месте парковка Триумфа. Музей давно снесён, экспонаты по большей части выброшены.

Кто-то скажет, что Березовский не писал об Омске. Зато у нас был Леонид Мартынов, оставивший интересные воспоминания об Омске. Его дом пока не снесён, но он утратил свой исторический вид, и там ничто не напоминает о Мартынове, кроме скромной доски.

И, наконец, самый известный омский литератор Ф. М. Достоевский. В этом году опять запланированы памятные мероприятия в его честь. А можем ли мы показать хоть одно мемориальное место, связанное с Достоевским, где была бы воссоздана обстановка того времени?

Мне могут возразить — подумаешь, литераторы.

Ладно, вспомним государственных деятелей. Когда-то в Омске был музей Куйбышева. Потом его забросили, подожгли и снесли. (Коммунисты, ау!) Сейчас скажут, что он был советский политик, по нынешним временам тоже не модный. Но времена меняются, а Россия остаётся. Когда-то она была царской, потом советской, сейчас не пойми какая, а завтра будет ещё другой, но всегда это остаётся Российским государством. Никто не оспорит того факта, что Куйбышев был видным государственным деятелем.

Почему же память о нём стёрли в Омске.

Если не всем нравятся советские деятели, то были у нас общенациональные герои, которые объединяли в себе историческую Россию с советской. Например, генерал Карбышев. Почему же в Омске снесли последний дом усадьбы, на которой он родился? Я понимаю, что хотелось сделать пристройку к городской администрации, но неужели нельзя было сделать по-другому?

Кому не нравятся персоналии, давайте перейдём, как говорили в советское время, к движению масс. Например, Куломзинское восстание — пожалуй самый яркий эпизод Гражданской войны в Омске, когда куломзинские рабочие ценой своей жизни спасли честь большевистского подполья. Почему же здание, где находился штаб восстания, растащили на дрова, а теперь мечтают избавиться от его остатков. (Коммунисты, ау!)

Ладно, Гражданская война — тема больная. Она по сути продолжается. Но с Великой Отечественной должно быть всё понятно. Вот, например, моего деда призывал Сталинский райвоенкомат, на котором я сам установил очень скромную мемориальную доску. Когда я пошёл туда 22 июня, я удивился, почему же я там один. Оказывается, другие пошли возлагать цветы на пустырь на болоте, это то, чем был Парк Победы в годы войны.

Из военкоматов призывников вели на сборный пункт, который находился в ДК «Металлист». Сейчас он снесён, и там нет никакого упоминания о военном времени. А ведь это было место, где родные могли последний раз проститься. Со сборного пункта призывников везли на «Городскую ветку», откуда уходили фронтовые эшелоны, где родные могли только смотреть вслед. В сквере 30 лет ВЛКСМ висит крохотная табличка, что в годы войны здесь была «Городская ветка». А что здесь происходило, догадайтесь сами…

Примеров можно приводить много, из разных эпох и сфер жизни.

Но к чему весь разговор. Если город теряет память и перестаёт генерировать культуру, то он превращается в населенный пункт, в котором есть жители, но нет граждан. Этакий вахтовый лагерь на миллион постояльцев, которых здесь ничего не держит, которые готовы, не раздумывая, сбежать туда, где платят больше.

В Европе живут тоже не только богатые, но они не бегут на заработки. Они видят, что в этом доме жил Моцарт, в этом — Шиллер, а там — Байрон, и так далее. Они ощущают свою причастность к этой культуре.

Если даже сейчас изменить культурную политику и прекратить уничтожать собственную память, то как вернуть то, что уже потеряно.

Игорь Коновалов

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

76
6
Иванка28.06.2022 07:27:46
Очень хорошее определение города! Давно это в голове крутилось, но не могла точно сформулировать! Точно, вахтовики, которым плевать на все - от архитектуры до природы и экологии!
31
43
Евгения28.06.2022 08:22:46
На удивление хорошо и умно, но, к сожалению, перепутана причина со следствием. Проблема в том, что Омск изначально был лагерем (и не вахтовым!!!) и таковым поныне и остался. Почему мы гордимся Омском? Потому, что Достоевский в нем СИДЕЛ!!!
53
3
неравнодушный омич28.06.2022 08:43:08
хорошая актуальная статья показывает реальное отношение властей к историческим местам Омска про никому не нужную иву писали много раз а про сносы домов известных людей - гордость России ни разу
34
7
Ёж в тумане28.06.2022 08:44:17
Спасибо, Коновалов! Успехов Вам в нелегком труде и единомышленников побольше.
Евгения, вы не правы.
39
1
Георгий28.06.2022 08:48:21
Всё по делу. Возразить нечего, даже если бы хотел. А вот добавить...
17
8
)28.06.2022 09:35:56
Евгения, про сидение Достоевского-просто растиражированный штамп и не более...Почему этот факт у вас вызывает чувство гордости, не понимаю...) Я, как каждый кулик, всего лишь хвалю свое болотце...)
41
3
Тормоз28.06.2022 09:46:55
Справедливо отмечено. Согласен. Какое то варварство происходило и происходит в отношении исторических памятников и не только . Лысый город. Омск надо обязательно возродить.
10
0
как же так28.06.2022 10:23:10
"Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия" (Евангелие от Луки)
9
3
Евгения28.06.2022 10:48:49
), то есть Достоевский у нас на самом деле не сидел?
4
1
Омский житель28.06.2022 13:02:39
Ничего не меняется, тенденция та же https://m.bk55.ru/news/article/116601/
20
3
Сам себе на уме28.06.2022 13:35:03
Евгения, для вас это самое главное? История заключается не только в этом факте. Достоевский лишь часть истории.
11
3
Евгения28.06.2022 19:41:20
Сам себе на уме, немаловажная часть. Особенно если вспомнить, что не только Достоевский у нас сидел. Например С.П.Королев.
16
2
Сам себе на уме28.06.2022 20:13:20
Евгения, и это тоже только часть Истории. Какая бы она ни была. Это не ровод для застройки. История Омска началась гораздо раньше.
17
5
)28.06.2022 20:42:35
), то есть Достоевский у нас на самом деле не сидел?

Евгения, что-то у вас, голубушка, завал с восприятием прочитанного...Не в состоянии с первого раза постичь смысл, перечтите еще раз... Перевожу: СИДЕЛ И ЧТО ИЗ ТОГО? ОТКРОВЕННО НЕ ВИЖУ ПОВОДА УПИВАТЬСЯ СИМ ФАКТОМ... "Почему мы гордимся Омском? Потому, что Достоевский в нем СИДЕЛ!!!"
Брееееддддд бредовый, извините...
5
0
мимоходом28.06.2022 20:49:56
Коновалов, умеете Вы разбередить душу. Настоящий патриот. А вот твой шеф Н.П. обыкновенный хайповщик, возможно медийный плут. Делом бы занялся - было бы лучше.
4
15
Евгения28.06.2022 20:52:04
), конечно бред. Потому как нам не гордиться надо Достоевским, а стыдиться тому, что великий писатель у нас СИДЕЛ. Т.е. про Достоевского помалкивать в тряпочку. Не мы же в концов концов его на наши нары посадили.
7
9
Евгения28.06.2022 20:53:24
Сам себе на уме, а с чего началась история Омска если не с ОСТРОГА?
4
4
Ёж в тумане28.06.2022 21:04:17
Евгения, информация в свободном доступе.Заодно где, кто , когда и за что в идеализированном вами ЕС.
30
2
Омич28.06.2022 21:12:31
Автор молодец. Респект. С таким видением исторического прошлого Омска должен как минимум в мэрии руководить такими проектами .
29
2
Dmitry28.06.2022 21:48:29
Омич, Не в этом городе и стране. Где-нибудь в Европе-да, а здесь для властей и коммерсов он вечно будет городским сумасшедшим в поношенных ботинках и с большой бородой, который вечно путается под ногами, отвлекает от дел и мешает им делать бабки. п.с. Боюсь что к тому моменту, когда наше общество созреет и поймёт что памяники архитектуры это уникальные жемчужины, без которых наш город становится всё более и более серым и бесцветным спасать станет уже практически нечего и всё что возможно снесут, перестроят до неузнаваемого состояния или сделают "реставрацию" в стиле: пластиковые окна, цоколь и крыльцо плиточкой, внутри пластик, подвесные потолки и пр.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/204226/#comm
11
2
Сам себе на уме29.06.2022 08:10:57
Евгения, вы так рассуждакте, как будто ради каторги Достоевского основали Омск.
8
1
Сам себе на уме29.06.2022 08:18:58
Про Ермака, казачество почему не пишете? Ну да, Ермак по вашему тоже каторжанин. И не более.
3
1
Евгения29.06.2022 09:00:35
Сам себе на уме, Вы почитайте например Словцов П. История Сибири. От Ермака до Екатерины II, и сами найдете ответ на Ваш вопрос.
6
2
Сам себе на уме29.06.2022 09:24:01
Евгения, на мой вопрос? Это вопрос к вам, почему огромную историю вы видите только именно так. Мои предки-казаки были добровольными переселенцами. Шли за волей. Были счастливы, пока лихие времена не вмешивались в их жизнь.
3
2
Ёж в тумане29.06.2022 09:59:09
Евгения,Dmitry,у вас очень однобокое видение истории. Все передергиваете и подгоняете под свой формат. "Уши" видны и откуда ноги растут.Почитайте про инквизицию.Про то, как трон делили ТАМ.И на чьи кровные и за счет кого строили свое благосостояние.Ну прямо "все в белом".
9
8
z!29.06.2022 13:14:47
Дом Роберта Рождественского знаю не понаслышке - работал рядом и проходил мимо него не один год. Развалюха реальная и бомжатник. Вряд ли Роберт даже в страшных снах хотел бы сюда вернуться?! Он своё в нём "отсидел" - и помер МОСКВИЧОМ! Зачем сохранять этот мусор от его памяти?
"Пылью тягучей по грудь занесён
...
- Мы не приедем, напрасно не жди,
Есть на планете другие пути..."!
9
0
очень интересующийся29.06.2022 13:35:35
сейчас уничтожается - единсвенная оставшаяся улица - Тарская. Единственная!!! И та уже практически снесена, остальные дома - это бомжатники.
5
1
Евгения29.06.2022 14:10:27
Сохранились свидетельства, что по улице Тарской вели по этапу каторжников к месту ссылки (в Тару).
12
1
Анна29.06.2022 14:26:43
Так во всем. В 40-е годы, перед и во время войны парк 30-летия облагораживали. А сейчас соотественники хлопают в ладоши от радости что там будет очередной ТЦ, ведь тот угол «все равно был гадюшником». Взрослые дяди и тети не понимают разницу между парком и асфальтом, между газоном и стоянкой. Удобно, а на остальное пофиг. Это сознание наших граждан, и оно никак не меняется.
9
1
grit29.06.2022 15:20:53
ладно бы это делалось ради прогресса, светлого будущего. но нет. и истории нет и, похоже, со светлым будущим большие проблемы.
4
1
Евгения29.06.2022 16:18:37
Сам себе на уме, в ранее указанном мною источнике много рассказано и про казаков, т.е. что это были за люди, зачем они шли в Сибирь и чем именно они здесь занимались. Уверяю, многое пересмотрите в своих представлениях.
3
2
училка29.06.2022 16:39:14
z!, каждый видит свое:
Где-то есть город, в котором тепло.....Дальняя песня в нашей судьбе, Ласковый город, спасибо тебе! Мы не приедем, напрасно не жди - Есть на планете другие пути.
5
3
Сам себе на уме29.06.2022 16:52:54
Евгения, вы просто навязываете свое мнение. Возможно небезвозмездно. Про казаков вы видите тоже только то, что в негативе. И мне надо про них рассказывать. Мне было что и кому рассказать непосредственно что и как было.Без прикрас и как все было.
7
0
Ага29.06.2022 17:20:00
Я люблю, я люблю наши омские улицы в этот час ,когда светят кругом фонари
5
4
Dmitry29.06.2022 17:50:15
Ёж в тумане, Что именно я "передёргиваю и подгоняю под свой формат"? Я в Омске живу с рождения-38 лет и даже на моей памяти город очень сильно изменился не в лучшую сторону в плане сохранения исторических зданий. Существующая тенденция на лицо. п.с. Причём здесь инквизиция? Мы вроде не времена царя Города обсуждаем, а сегодняшнее положение дел. Или Вы хотите сказать что Россия отстаёт от Европы на 500 лет в развитии и ещё через 500 лет и у нас всё наладится?
7
5
Евгения29.06.2022 19:06:23
Сам себе на уме, я пользуюсь достоверными источниками информации, а вы - расхожими штампами. Улавливаете разницу?
4
1
Ёж в тумане29.06.2022 19:39:02
Dmitry, вам всего 38, вы много не видели, мнение обо всем соответственное.Рад, что ратуете за сохранение памятников, возрождение культуры.Нам есть чем гордиться и есть то, о чем надо помнить всегда.Рад, что есть такие Коноваловы, которые стараются сберечь хотя бы то, что осталось.
2
0
Ungern29.06.2022 21:43:21
Евгения, у человека есть лицо, а также есть те части тела, которые показывать не принято. Соромно. Вы, похоже, интересуетесь ею. Исключительно.
1
1
Евгения29.06.2022 22:38:45
Ungern, нет, я интересуюсь реальной историей Омска, а не придуманной. Какая бы она не была и как бы её не оценивали.
8
1
Тормоз29.06.2022 23:17:46
У вопросу о Достоевском . Отсидка в Омском остроге уходит на второй план , т.к. великий русский писатель в период с 1850-1854 гг написал одно из своих известных художественных произведений «Записки из мертвого дома» -вот что важно .
2
4
Евгения30.06.2022 08:02:33
Тормоз, наоборот, ведь создано это произведение было на ОМСКОЙ КАТОРГЕ!
1
4
Историк30.06.2022 09:44:17
Вот так не имея будущего, пытаются ухватиться за прошлое. Хоть развалюха никчемная:)
3
0
Тормоз30.06.2022 10:02:06
Евгения. Согласен и не отрицаю этого факта на Омской каторге получил впечатления . Но важнее , приоритетнее то что Достоевский отставил в результате синтеза каторги таланта -свою книгу. Представьте себе , если бы отсидел и в итоге ничего не написал ?
5
0
Тормоз30.06.2022 10:09:47
Только маргинализированому обществу памятники,, история, культура , природа не нужны. Надо с этим как то бороться . А как ? Со школы наверное начинать .
3
2
как же так30.06.2022 11:22:59
Ага, "Я люблю, я люблю наши омские улицы в этот час ,когда светят кругом фонари"
Ну всё правильно, при свете фонарей не так видны, как при свете дня пыль, грязь и мусор на этих самых омских улицах. А года поднимается ветер и вся эта пылища летит в глаза, то вообще романтика.
3
5
Евгения30.06.2022 11:25:34
Тормоз, по Вашей логике никакие бы ракеты в космос не полетели, если бы в свое время в Омске не сидел их будущий конструктор - С.П.Королев.
А по поводу того, что "маргинализированому обществу памятники,, история, культура , природа не нужны" я согласна. Но проблема в том, что всего этого в Омске давно уже нет.
2
0
Сам себе на уме30.06.2022 20:52:55
Евгения, вас заклинило? Опять ваши "супердостоверные источники"? Мы все давно уже ухохатываемся над ними.Все скачете.....
0
0
Тормоз30.06.2022 23:05:20
Евгения . Не готов проводить параллель между книгами и ракетами . Это демагогия чистой воды. Засим разрешить откланяться . Я для себя эту тему закрыл, до новой публикации в БК.
1
1
не омич01.07.2022 02:00:27
), Универ имени Достоевского? какого ххх.?
Психушка имени Достоевского.
Тюрьма имени Достоевского.
0
0
адвокат05.07.2022 19:17:22
Евгения, да, определение автора и ваше дополнение в точку, но это не данность, все зависит от людей и нашей ментальности, которая конечно в своей массе удручает невежеством, приспособленчеством и безразличием ко всему, что выходит за рамки частных интересов. Тренд в этом отношении безусловно негативный, так как замещение коренного-образованного населения, исход которого только нарастает, происходит жителями области и аулов Казахстана. Человеческий облик города и управленческий костяк уже утерян и представляет из себя нечто иное к чему мы привыкли четверть века назад..
0
0
5505.07.2022 23:37:56
Старый Омск сохранился в любительских фотографиях омичей. Современный Омск сохраняется тоже в фотографиях омичей. Что касается уничтоженных памятников истории и культуры, их уничтожили и уничтожают не омичи, омичи любят свой город и стараются сохранять построенное прошлыми поколениями омичей и сделать город еще краше.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru