Продолжая тему деревянного зодчества, хочу рассказать о реставрации дома Герцена, 37. В первую очередь эта работа для меня знаменательна тем, что это общественная инициатива. Она проведена в рамках фестиваля «Том Сойер Фест» (ТСФ).
Ещё хочу отметить, что этот проект не проводится за счёт государственных грантов. Он реализуется исключительно на средства благотворителей и обычных граждан силами волонтеров. Причём это не официозное волонтёрство, где нужно постоять в оцеплении или подежурить на мероприятии. Это реальный нелёгкий труд.
Ещё для меня это свидетельство того, что государство не удовлетворяет общественный запрос на сохранение культурного наследия и граждане сами проявляют гражданскую инициативу. Но зато это свидетельство формирования гражданского общества. Причём формирования деятельного, когда люди выходят не на митинг, а на работу.
Этот дом, как и другие объекты ТСФ, не имеет статута памятника. На памятниках волонтёрам разрешают только убирать мусор. Первыми объектами ТСФ в Омске были дома, которым отказали в статусе памятника. Потом мы перестали подавать заявки на такие памятники. Напрасно меня упрекают в минкульте, что мы добиваемся статуса памятника для любых исторических объектов. Мы понимаем, что этот статус — палка о двух концах. На самом деле этот статус создаёт множество препятствий для реставрации памятника. Поэтому сейчас мы подаём заявки только в крайних случаях, когда они дают последний шанс на спасение объектов.
Но дому на Герцена, 37, пока ничего не угрожает. Технически он в удовлетворительном состоянии. Это беспроблемный, полностью благоустроенный жилой дом на три квартиры, с усадьбой. В нём живут адекватные люди, которые помогали волонтёрам.
Выбор дома был в какой-то мере обусловлен тем, что недавно был снесён его аналог — дом на улице 10 лет Октября, 96 — угол 5 Линии. Оба они имели одинаковую компоновку с главным входом на угловом фасаде. Оба имели одинаковую планировку с торговым залом на углу улиц. Оба имели витринные окна в торговом зале. И на обоих угловой фасад завершался башней. Дом на улице 10 лет Октября, 96, мы пытались спасти как раз присвоением статуса. Нам отказали, и его снесли. Хотя при его сохранении мы надеялись восстановить башню, о которой все помнили.
Но недавно обнародовали фото дома на Герцена, 37, с башней, о которой уже все забыли. И тогда возникла мысль реализовать мечту о восстановлении башни уже на этом доме. А дальше дело техники. На чердаке остались натурные следы от утраченной башни. По ним определили высотные отметки, масштаб башни. Правда, конструкцию каркаса делали уже по современным нормам.
Помимо башни нужно было привести в порядок фасад дома. Специфика этого дома была в том, что он добросовестно красился. На фасаде был огромный накрас, который уже начал шелушиться, поэтому его нужно было удалить. Процесс оказался очень трудоёмким, но зато после расчистки выяснилась безупречная сохранность древесины. Не случайно с массовым распространением в начале 20 века масляной краски её рекомендовали именно как средство защиты дерева. Тогда не задумывались, как её будут чистить через сто лет.
Кроме расчистки сруба и декора стояла задача восполнения утрат и ремонт деталей. Декор на этом доме достаточно строгий, но и у него есть своя специфика. Утрат набралось немало. При всей кажущейся простоте, это объёмные детали. Помимо этого, много криволинейных.
Большой задачей оказался ремонт ставен. Дом на оживлённой улице, поэтому жильцы пользуются ими. Это проявление живой традиции, но это накладывает обязанность привести их в работоспособное состояние. Окна большие, поэтому ставни провисли и плохо закрывались. Но чтобы их выправить, пришлось их все разбирать, сплачивать, ставить заделки, клинья, восстанавливать шипы и так далее. Тут возникает концептуальный вопрос о качестве реставрации: что лучше — заменить ставни на новые, сделанные близко к историческому образцу (как поступили на Гусарова, 16), или сохранить и восстановить все подлинные, как на Герцена, 37. После ремонта старые ставни стали выглядеть достойно, но не как новые. На них остался неизгладимый налёт времени. Но лично для меня в этом состоит их ценность.
Даже в расчистке сруба волонтёры использовали более трудоёмкую, но более щадящую методику. Краску нагревали феном и удаляли циклей, не повреждая дерево.
Ложную дверь на угловом фасаде решили не делать, потому что это будет бутафорией. Тем более даже не было её фото.
Долго выбирали цветовое решение. Один из плюсов проекта в том, что волонтеры определяют его сами. Но это не означает, что могут накрасить как попало, кто во что горазд. Среди волонтёров есть историки, искусствоведы, художники, архитекторы. Так что подход профессиональный. Главным аргументом в обоснование принятого решения было то, что дом относится к деревянному классицизму. Поэтому приняли цвета, характерные для классицизма.
Даже адресные таблички изготовили по старому образцу, потому что ТСФ — это фестиваль восстановления исторической среды. Но главная его задача — показать, что если приложить руку, то исторические дома будут украшением города.