Новости. Омск



Игорь Коновалов: Архитектурная критика — Ленина, 25

Сейчас идут «реставрационные» работы на фасаде одного из многострадальных омских памятников — здании Общественного собрания.

Не знаю, является ли этот материал продолжением серии архитектурной критики, потому что в этой истории архитектуры меньше всего. В ней есть коммерческие интересы, лукавство, административный ресурс, слияние власти с бизнесом и даже грех сребролюбия, прости Господи. Архитектура здесь либо обслуживает эти интересы, либо становится их жертвой.

Чтобы было понятно, о чём речь, нужно немного углубиться в историю. Слишком глубоко нет смысла, достаточно в середину 80-х годов, потому что до этого здание помаленьку прирастало с каждым новым пользователем, видоизменялось, но ничего не теряло.

Когда построили новый Музыкальный театр, встал вопрос: что делать со старым зданием Музкомедии. Было принято волевое административное решение переселить туда Театр кукол. Но волевые решения хороши при волевой реализации. Казалось бы, Театру кукол предоставили здание в разы больше и лучше, чем-то помещение, которое он занимал. Тем более рядом ТЮЗ. Но не тут-то было. Театр кукол тогда возглавлял Василий Евстратенко. О покойниках плохо говорить не принято, поэтому скажем мягко, что он мечтал получить лучший Театр кукол. Существующее здание для этого явно не подходило. Поэтому, как кашу из топора, из него стали варить новый театр. Топор, как известно, из каши потом выбросили. (Общественники тогда предлагали отказаться от театра). Амбиции директора театра помножились на амбиции архитекторов. Тем временем подошли 90-е годы, когда амбиций у всех было много, а государственной воли и государственных денег не было.

К тому же хоть здание театра тогда признали памятником, но законодательство было ещё не устоявшимся, поэтому с памятниками делали что хотели, и кто хотел. Работы тогда выполняла организация с громким названием «Стройреставрация». Им «показалось», что здание обветшало, они снесли его бОльшую часть и начали строить заново. Успели построить только объём вдоль улицы Ленина, причём без отделки.

Входной вестибюль и зрительный зал тогда ещё оставались. Но через несколько лет в результате сращивания государственных и коммерческих структур эти части здания были снесены. Имена называть не буду, документы в руках не держал.

К тому времени проект Театра кукол на этом месте окончательно умер. Но помимо объёма по Ленина оставалось недостроенное театральное фойе. Наличие этого недостроенного объекта давало шанс, что о первоначальном облике памятника помнят и, возможно, когда-нибудь восстановят.

После того, как проект театра умер, здание передали Епархии. В нём была декларирована Школа иконописи, а во флигеле открылась церковная лавка. Вывеска школы долго стояла в окне, но дело не задалось. Здание пустовало. В начале 2000-х фасад наконец-то был оштукатурен на средства Епархии, но без архитектурных деталей в дежурном варианте до лучших времён. Хотя у епархии был проект полного восстановления здания под Православный культурный центр. Образцы лепного декора при этом лежали в недостроенном фойе.

У здания сложная история. Оно было построено в 1859 году частным застройщиком, но вскоре было выкуплено в казну под Общественное собрание. Строили по проекту Ф. Ф. Вагнера. В те же годы на соседней усадьбе по его же проекту строился Дворец Генерал-губернатора. Тогда ещё была эпоха классицизма. Здание Общественного собрания строили как столичный особняк, с двухсветным бальным залом. Но фасады при этом были очень лаконичны, без пышного декора. Он появился на фасадах и в интерьере в начале 20 века, когда к Общественному собранию был пристроен зрительный зал, и всё здание получило барочную стилизацию, в том числе пышный многоярусный фронтон с рокайлями со стороны улицы Дворцовой — часть нынешней улицы Ленина. При перестройке 90-х годов этот фронтон восстановили. При штукатурке фасадов его в упрощённом виде оштукатурили по кирпичу. Но ниши под рокайли остались пустыми. Интересно, что завершался фронтон тоже арочным рокайлем. Но кладка на завершении фронтона сейчас мало похожа на арку. Этот фронтон в сочетании с голым фасадом выглядит нелепо.

С началом строительства поблизости ресторана епархия сдала здание с прилегающей территорией в аренду владельцу ресторана, оставив за собой только церковную лавку. Как человек церковный, я не могу обсуждать решения церкви, просто констатирую факт.

Владельцу ресторана само здание не нужно, ему нужна территория под парковку. Для этого он снёс недостроенное фойе. Пока оно сохранялось, теплилась надежда, что здание будет восстановлено в историческом виде (хотя бы на 1859 год, без зала, но хоть какая-то законченность).

Сейчас обрубок узаконен. Более того, внутренняя стена объявлена фасадом и даже стилизована под главный фасад. На ней строится парапет с балюстрадой, как будто так было изначально. Финансирует работы всё тот же владелец ресторана. И на это у него средства нашлись. Хотя есть проект его воссоздания. Но на это средств не нашлось. Фасад флигеля ремонтируют также за счёт владельца ресторана. Я наблюдал, как узбеки там мажут стены ладошкой, как привыкли у себя мазать сакли кизяком.

Я неоднократно обращался в Министерство культуры с просьбой пояснить, ЧТО же здесь является памятником, ЧТО стоит на охране, КАК он должен выглядеть? Внятного ответа я так и не добился.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

18
0
Иоанн Васильевич11.08.2023 09:06:49
Господи, какой маразм! Места полно, можно достроить здание не без выгоды для арендатора, а стоянка чуть потеснится.
1
7
Зодчий11.08.2023 15:52:51
ладошкой мажут сопли по лицу. А строители занимаются ремонтом или возводят здания! С наступающим всех, кто причастен!
0
0
Павлик11.08.2023 22:16:50
Ига сакли на Кавказе и в Крыму.
1
0
Павел16.08.2023 09:19:27
как этот полностью новострой может быть памятником?
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru