Всякий раз, когда речь заходит о негативном отношении к России в странах Западной Европы, я вспоминаю старый анекдот. И ничего не могу поделать. Такая причинно-следственная связь. Вижу болото, по которому в ряске, шевеля лапками, плывут две съедобные лягушки Pelophylax esculentus и тихо квакают о своём, лягушачьем. Внезапно под одной из них всплывает бегемот и на спине поднимает её над поверхностью. Та, что снизу, испуганно спрашивает: «Эй, это что у тебя такое?», а вторая отвечает сверху: «Пока не знаю. Что-то к заднице прилипло!»…
На днях в английском графстве Хэмпшир произошло одно из важнейших событий мировой индустрии - открылся международный авиасалон «Фарнборо-2014». По сложившейся традиции его собиралась посетить и российская делегация. Как говорится, не любопытства для, а во имя дела. В такие дни у производителей авиационной и космической продукции самый сенокос. К примеру, в 2010 году российско-итальянская группа Superjet International подписала твёрдые контракты на поставку 60-ти самолётов «Суперджет-100». Так кто же хотел почтить вниманием представительное авиашоу? В частности, кремлёвские и правительственные чиновники, а также сотрудники, представляющие крупные корпорации «Роскосмос», «Росавиация», «Ростехнология», «Иркут», «РСК МиГ», «Оборонпром», «Вертолёты России», «Компания Сухой» и ряда других фирм.
Как и положено в таких случаях, наша сторона заранее обратилась за визами в британский визовый центр в Москве. Чистая формальность. Однако британцы сенсационно отказали в выдаче «проездных документов». Более того. Из официальных заявлений стало известно: Великобритания примет меры, ограничивающие экспорт продукции военного назначения, и даже лишит Россию самой полезной в Соединённом Королевстве экспортной лицензии. В соответствии с их законами отмена этой Open General Export Licence «отражает меры, принимаемые в европейском или мировом масштабе для противодействия разрастанию конкретных политических или военных конфликтов». Оказывается, Россию не позвали на авиапраздник «в связи с её действиями» на Украине. То есть нам показали прямое следствие экономических санкций Запада.
Скандал нешуточный. И дело даже не в том, что участие отечественной делегации сорвано. Да мало ли куда нас не звали и не пущали. Пора бы привыкнуть. Но тут особый случай, который странным образом отозвался в общественном сознании россиян. Немало тех, кто сейчас злорадствует в связи с недружественным актом. Ну это понятно. Чем хуже ВВП со товарищи, тем лучше прозападно настроенной либеральной оппозиции. Множество и тех, кто в недоумении пожимает плечами. Авиасалоны в Фарнборо и Ле-Бурже - крупнейшие выставки-продажи, и терять покупателей на них - верх безрассудства в условиях рынка. Не по-капиталистически как-то. Так можно, сидя без покупателей в элитном магазине, отгонять нищего и убогого с грязной мелочью от прилавка с деликатесами. Но не Россию. Или они её таковой считают? Нищей и убогой. Странно, да? Упомянутый выше самолёт «Суперджет-100» - продукт международной кооперации, который создавали десятки разных фирм. В том числе знаменитая американская корпорация Boeing. В таких случаях убытки общие. Кстати, надо бы напомнить. На «Фарнборо-2012» Boeing подписал контракты более чем на 37 миллиардов долларов. Нашим авиастроителям ничего не удалось продать. Эксперты тот салон назвали «площадкой потерянных контрактов для русских»...
Хотелось, конечно, получить развёрнутый комментарий по поводу демарша от российских официальных лиц. Но президент России Владимир Путин в это время летал в Латинскую Америку. Не его уровень конфликта. Он самолётом разрушал миф об изоляции страны и, кажется, преуспел. На хозяйстве оставался премьер Дмитрий Медведев. У того своих забот много и без «Фарнборо-2014». Зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин на своей странице в фейсбуке отреагировал шутливой фразой: «Бывшие империи становятся похожими на желчных старух». Надо полагать, он имел в виду всё-таки не Россию. Впрочем, понять политику британцев можно и с помощью бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера. Она сформулирована в его бестселлере «Дипломатия». Мы-то по наивности считаем, что британцами командуют американцы. А вот как думает лауреат Нобелевской премии мира:
«Многочисленные разовые союзники Великобритании преследовали собственные цели, как правило, заключавшиеся в расширении сфер влияния или территориальных приобретениях в Европе. Когда они, с точки зрения Англии, переходили за грань приемлемого, Англия переходила на другую сторону или организовывала новую коалицию против прежнего союзника в целях защиты равновесия сил. Её лишённая всяких сантиментов настойчивость и замкнутая на самоё себя решимость способствовали приобретению Великобританией эпитета «Коварный Альбион». Дипломатия подобного рода, возможно, и не отражала особо возвышенного подхода к международным делам, но зато обеспечивала мир в Европе…».
Так выглядят в описании Киссинджера действия Англии в середине XIX века. В те времена россияне иначе, нежели сейчас, относились к англичанам. Привести вам пример из романа Алексея Писемского «Мещане»? В книге есть эпизод, в котором герои дают оценки европейцам. «Где немец, там интрига. Где француз, там фраза! Где англичанин, там лукавство и корысть!» - говорит один. И слышит в ответ историю о священнике и умирающем человеке - хорошем, честном, самобытном, но неверующем. Священник уговаривает русского: «Причаститесь, иначе вы лишитесь царствия небесного!», а тот ему: «Царствия небесного нет! А если бы оно было, так англичане давно бы туда пробрались и заняли бы все места!». Англия и её политика столетиями не меняются. Авиасалон «Фарнборо-2014» - британский филиал царствия небесного на земле, и все места, как выяснилось, заняты.
Последнюю четверть века, забыв национальную гордость, Россия во что бы то ни стало желает быть в кругу избранных. В «большой двадцатке», в «большой восьмёрке». А она им нужна? И если да, то для чего? Как колония? Как сырьевой придаток? Обратите внимание. По малейшему поводу европейцы с американцами почти мгновенно создают всякие коалиции против нас и стремятся оторвать здоровенную, как бегемот, «Рашу» от своей задницы. А Русь всплывает и всплывает. У сообщников вечная дружба против нас и неослабевающий интерес - максимально ослабить геополитического монстра.
Ельцинский период правления вспоминать противно. Но говорим об авиации, и я процитирую аналитическую записку Счётной палаты, проливающую свет на то, как разрушали отрасль. «Не контролировался и не контролируется процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американская компания Nic and SiCorporation через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса. В нарушение действующего законодательства пакеты акций продавались иностранным покупателям через посредников». Растащили по брёвнышку! США и Западной Европе абсолютно не нужна Россия как производитель авиационной и космической техники. А как покупательница устаревших летающих гробов - очень даже необходима.
...Нашу великую страну не пригласили на авиасалон «Фарнборо-2014». Так, может, это и хорошо? Меньше иллюзий, больше реализма. За работу, дорогие товарищи!
«Ваш ОРЕОЛ» № 29 от 16 июля 2014 г.