Кризис бьет в первую очередь по слабым местам. По образованию. Оно моментально продемонстрировало всю бессмысленность проведенных реформ и, в частности, знаменитой оплаты труда – окладная часть плюс стимулирующая.
Мало того, что эта система внесла разлад в коллективы, как правило женские, стала фактором дисбаланса, заставив педагогов считать копейки за каждый сделанный шаг, за каждое внимание к ребенку. Учителей превратили в счетоводов. Так теперь еще окладная часть стала меньше, надтарифный фонд уменьшился, а творческая составляющая, ради которой вроде все затевалось, просто сходит на нет – людям надо жить, есть. В фонд оплаты труда входят не только учителя, но весь коллектив школы, в том числе технический, а это чистота и порядок, обеспечение безопасности детей. Государство положило им по три тысячи рублей, заставляя добавлять до минималки из школьного фонда оплаты труда. Школа разделилась на богатых, бедных и беднейших. Сейчас техническому персоналу подняли зарплату до 6859 рублей. Все из того же фонда, который не увеличился! И техничкам мало, и учителям не хватает. Уменьшение школьных фондов в первую очередь ударит по маленьким школам – кроме зарплаты, в него ведь входят и хозяйственные вещи. Или поддерживать в школу в нормальном состоянии, или платить людям. Грядет оптимизация, большие школы, где больше душ, на которые выделяется финансирование, выживут, а маленькие – боюсь, нет. Будет так же, как с фапами, которые закрывают в деревнях. Я всегда был против закрытия малых школ, но теперь думаю, может, и к лучшему? Для кого мы учим детей? Для этих сел? Да нет, для Тюменского Севера, на котором работает все трудоспособное мужское население омских деревень. Нельзя в условиях кризиса ставить зарплату учителя в зависимость от зарплаты по экономике. Нет экономики – и школ не будет? Подушевая система оплаты вообще порочна – ну выделяют на душу ребенку 20 или 30 рублей, из чего и складывается школьный фонд. Но души-то разные, из разных семей, в разных положениях, с разными характерами. А именно душами и надо заниматься в кризис. Платить больше классным руководителям, у которых убрали даже тысячу рублей оплаты. Наверное, хорошо великому педагогу Евгению Ямбургу рассуждать о профессиональном стандарте педагога, сидя в Москве. Только я в этом профессиональном стандарте нашел многое о воспитании гражданина, но ни слова – о личности ребенка, о воспитании собственного мнения. Будем растить граждан «Одобрям-с»? Если прокормим.
Дотация на питание, состоявшая из двух частей – областной и муниципальной - и была-то небольшой - 10 рублей. Но теперь и вовсе стала адресной - для детей из семей, в которых средний доход на каждого члена семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в Омской области в расчете на душу населения. Полуторная величина – это 11 тысяч рублей. То есть мама и двое детей должна для хорошей жизни получать 33 тысячи рублей. Много таких в Омской области? А в деревнях? У нас 175 детей в школе, 135 получают адресную помощь, у остальных получается чуть-чуть больше на душу. Мы кормим всех бесплатно горячими обедами благодаря помощи спонсора Бориса Коваленко. Но много таких спонсоров? Да и мы уже не тянем на бесплатные завтраки, которые были прежде – какао, хлеб с маслом. А есть ли вообще смысл родителям унижаться, ехать в район за 50 рублей, возвращаться за столько же, чтобы получить справку на дотацию в 100 рублей? И почему школа, которая и без того превратилась в счетовода, вместо обеспечения учебного процесса должна заниматься сбором таких справок? Мы вообще имеем право выяснять доход родителей? Ну пусть бы этим занимались социальные службы – они же должны вести такой учет? Школе-то зачем лишняя нагрузка вместо занятий с детьми? Я задавал такой вопрос на сайте Кремль.ру, но не получил ответа. Да разве ж это такие большие деньги для области, чтобы не найти по десятке на детей? Ведь во все времена во всех человеческих сообществах в трудное время в первую очередь поддерживают детей. А что делаем мы? Может быть, Правительству Омской области немножко урезать свои зарплаты – ну процентов на 20? Хватило бы накормить детей, в то время как их родители перестают получать зарплаты, теряют работу, не могут купить необходимое на то, что получают. Ну да, планируется какие-то сокращения ставок – наверняка, резервных, запасных, как раз на такой случай. Только послушайте, какое вообще Правительство в заштатном городе? Правительство может позволить себе Москва. А Кемеровская область, побогаче нашей, имеет всего лишь администрацию, и расходы на ее содержание, соответственно, меньше. Какое это Правительство, если оно не может накормить детей?