Перед тем, как уйти на каникулы, горсовет 5-го созыва успел дать согласие на продажу части муниципального имущества. Некоторые считают, что это единственный способ спасти омский транспорт, но перевозчик с этим в корне не согласен.
-Я с наших властей в тихом... недоумении, скажем так. Потому что понять их действия очень сложно, в них нет логики. Ну, по крайней мере, здравой.
Сейчас вот Департамент транспорта протолкнул идею с продажей имущества 1-го пассажирского предприятия и «Электротранспорта». И это просто абсурд, потому что Дептранс этими объектами распоряжаться не может, они на балансе Депимущества, т.к. находятся в собственности города, а не пассажирских предприятий. И, тем не менее, самым активным «лоббистом» этого вопроса является Мартыненко. Почему? Ведь с его же слов, вырученных денег не хватит даже на полгода. А, если учесть, что с этих денег (при условии, что вся сумма будет передана для выплат компенсаций) значительная часть уйдет, в том числе, и частным перевозчикам, работающим на «муниципальных» маршрутах, то на какой экономический эффект от продажи муниципальной собственности рассчитывают «Мартыненко и Ко»? Что это за логика руководителя, - «есть возможность продать – продадим, а после нас хоть потоп»?
Крупный чиновник ведь должен быть, прежде всего, эффективным менеджером, управлять, организовывать работу на вверенном участке для достижения оптимального результата. Ведь при вступлении на пост он получает определённый стартовый ресурс, и задача руководителя улучшить, преумножить его всеми возможными средствами. Но этого мы не видим, а видим, что буквально за несколько лет здания этих предприятий, бывших у них в управлении, просто развалились. Впрочем, как и весь муниципальный транспорт. При том, что там совсем чуть-чуть усилий и ума нужно было приложить, и они бы доход городу приносили!
Одним из доводов инициаторов продажи было отсутствие спроса на аренду пустующих территорий. Но я что-то не припомню, чтобы такие предложения были озвучены официально от имени города. Например, объявление конкурса с указанием характеристик предлагаемых помещений, их возможное использование, условия и т.п.. Если такого спроса не было среди знакомых Мартыненко, Федотова и других, т.е. проведенного ими неофициального мониторинга, это не означает, что интереса со стороны бизнеса к данным объектам не было в принципе. Вот, к примеру, «Автосила55» заняла территорию ПП-1 и без всякого конкурса. Были и другие желающие, но у них договорится не получилось. Значит, вопрос аренды здесь не столько публичный, сколько «деликатный»?
Обычно критиков власти упрекают в отсутствии каких-либо предложений по исправлению ситуации. Отступлю от сложившихся стереотипов. Вот, например, выходит 220-й закон. По нему, в частности, с 16 июля прошлого года все перевозчики обязаны хранить транспорт на сертифицированных ночных стоянках. И вот наступает этот день, и оказывается, что ни одной такой стоянки в городе нет! Ребята, вы же чиновники, вы лучше всех знали, что этот день придет. И у вас две площадки простаивают, на каждой из которых можно по 500 машин ставить. 500 машин, по 2 тысячи в месяц – это два миллиона, 24 миллиона в год. Причём спрос будет, частникам же нужно где-то машины ставить, а депо эти очень грамотно расположены и вся инфраструктура уже есть. Их в советское время строили и думали, что делают – оттуда до многих конечных близко, холостой пробег получается маленький, не производственные расходы перевозчика снижаются, прибыль возрастает.
Дальше – больше: там же, при стоянке, можно было организовать пункт предрейсового досмотра. Это же депо, там и кабинеты есть соответствующие, туда только оборудование поставить да сотрудников нанять, деньги быстро отобьются. То же можно было бы и с техобслуживанием провернуть, частникам выгодно, когда всё в одном месте – и ремонт, и осмотр, и стоянка. Отбоя бы не было от арендаторов! Добавьте сюда организацию пунктов питания (там же есть помещения, которые раньше использовались под столовые для работников). Там через месяц киосков с шаурмой и запчастями было бы больше, чем самих автобусов! А их владельцы платили бы городу живые деньги. Это сложно было организовать? Нет. Тогда возможно просто какой-то чиновник своего личного интереса в этом не увидел?
А вместо этого у нас даже те немногие площади, что сдаются частнику, сейчас освобождают. Из помещений 9-го предприятия арендаторов «попросили». Пошли слухи, что сейчас и ООО «Автосила55» с территории ПП-1 уходит. Кстати, та же «Автосила55» не бесплатно там находится, а платит аренду, сопоставимую с расходами на содержание обеих территорий. На премии руководству города, конечно, не хватит, а на текущие расходы по содержанию, вполне. Вот только депутатам, скорее всего, Мартыненко «позабыл» об этом сказать. Без этого жалостливее получилось, безнадега полная.
Я думаю, что чиновникам из мэрии деньги в бюджете не нужны вообще, вот в чём причина. Отсутствие денег – прекрасный способ прикрыть своё неумение и нежелание работать, потому что если средства есть, то всегда можно спросить: «Почему ты ничего не сделал?» И нечего им отвечать будет. Всё потому, что нет у них ответственности за свои действия – материальной, моральной, административной.
Почему у частника получается, а у чиновника нет? Да потому, что частник каждую ошибку, каждую недоработку оплачивает из собственного кармана, своим рублём. А здесь любой неудачный эксперимент чиновников над пассажирами и перевозчиками остается без последствий, даже наоборот, еще и поощряется премиями!
Я вот вообще не понимаю, как можно было умудриться общественный транспорт развалить? Это же услуга с гарантированным спросом. Кушать и ездить люди никогда не перестанут! Услуга, к тому же, ещё и безубыточная, т.к. доходность из бюджета компенсируют.
Раньше хоть можно было сослаться на нелегалов, дублирующие маршруты, непомерное количество частников и т.д. и т.п.. Но вот пришел в Дептранс «чапай», который, переступая через людей, договоры, законы, но всех врагов муниципального транспорта победил! Нелегалов устранил, маршруты отменил, частников сократил. Почему же, вместо «неизбежного» благоденствия для ПАТП, Дептранс опять делает хитом свою старую песню о «главном» - повышение стоимости проезда? Только теперь не тарифа, а именно проезда для горожан. «Где деньги, Зин?».
При этом реформы реформами, но центр как был забит частниками, так и остался. Только раньше в остановках стояли вереницы «газелей», то теперь те же вереницы, но из ПАЗиков, Фордов, Пежо и Некстов. Что же в этом случае изменилось в лучшую сторону для горожан? Ничего. Напрашивается вывод, что что-то изменилось для какого-то чиновника, поскольку на маршрутах поменялись не только автобусы, но и главное - перевозчики. Так, может быть, в этом и была основная задача «реформ»?
У чиновников ещё такая защитная реакция есть: если у них начать про это спрашивать, то сразу текст: «Да вы налогов не платите, да вы безопасность не обеспечиваете, да вы то нарушаете, да вы это...» А что, муниципальные предприятия, которые в диком «минусе» по налогам, – они ничего не нарушают? Но суммы их налогов всегда приводят в пример частникам. Господа, начисленные налоги и уплаченные налоги – две большие разницы. И на сегодняшний день, именно ПАТП являются значимыми их неплательщиками.
Или история с тем, что у двух ПАТП не было ночных стоянок, но сотрудники Департамента по ночам рыскали по дворам, фотографируя припаркованные в них «частников». Или про запрещённые всем «газели», но которые ходили под «крышей» ПП-8? По логике Дептранса, ты становишься нарушителем не когда что-то совершаешь, а когда они тебя таковым назначат.
Характерный пример. Сегодня по городу перевозят пассажиров десятки автобусов без карт маршрута и Департамент и надзорные органы этого практически «не замечают». Почему? А на них наклеен «оберег» - «Транспорт Омска». Их, за редким исключением, просто не проверяют. Потому, что какие автобусы останавливать для проверки, а какие нет, определяют участвующие в рейде сотрудники Дептранса, а те, в свою очередь, получают задание от руководства. Вот и получается, что одних нелегалов по всему городу с мигалками отлавливают, а другие нелегалы вереницей мимо проверяющих спокойно проезжают.
Но здесь есть один нюанс. «Транспорт Омска» ведь не просто наклейка и защита от проверок, это еще льготы и проездные, а значит и бюджетные компенсации, т.е. те самые деньги, которых так сегодня не хватает ПАТП. Получается, что при попустительстве (или благословления?) руководства Дептранса десятки миллионов бюджетных рублей уходят
«налево», как прямое следствие этого, имущество продавать надо, и повышать проезд все рано надо!
Не думаю, чтобы город и горожан устраивало такое положение дел, а оно есть! Как писал Маяковский:
«Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?».
Если муниципальный транспорт годами методично разваливают, распродают инфраструктуру и целые транспортные комплексы, значит для кого-то эти «плево́чки» действительно становятся жемчужиной. Особенно, если учесть скорость и напор с какими продавливали решение о продаже.