Предприниматель отметил, что количество частных микроавтобусов на улицах города не просто не уменьшилось, а ещё и выросло.
-У нас в Омске странная тенденция: мэрия постоянно говорит о том, что сокращает, сокращает и сокращает количество транспортных средств, а автобусов на улицах всё больше, больше и больше.
Вот, боролись с «Газелями». И теперь да, действительно, признаю – остановки у нас не забиты «Газелями». Они забиты «Фордами» и ПАЗиками, которые точно так же встают в очереди, чтобы посадить и высадить пассажиров.
Только вот автобус – это вам не юркая «Газель», у него другая система посадки-высадки. И всё это привело к тому, что они просто стали больше стоять на остановках, а потом нагонять время при движении. Может быть, именно в этом причина возросшего числа ДТП с их участием.
Как же так получилось? Ведь в июле 2016 убрали почти тысячу «нелегалов», потом еще столько же автобусов через отмену маршрутов и досрочное расторжение договоров, а меньше не стало. Нет, для пассажиров добираться стало сложнее, особенно на окраинах, но в центре, к чему так стремились в Дептрансе, начиная эту «реформу», мало что изменилось.
Всё просто. Весной 2016-го департамент отрапортовал о том, что перевозчикам в соответствии с Реестром маршрутов выдано 2353 транспортные карты. И, казалось бы, всё хорошо – станет меньше микроавтобусов, наполняемость остальных повысится, доходы возрастут... однако уже в сентябре оказалось, что карт выдано 2600, а к первому января следующего года – 3250 штук! Мэрия это не афиширует, мы только по запросу суда смогли получить такую информацию. А самое интересное – за всё это время, до января 2017-го, ни одного конкурса по распределению маршрутов не прошло!
Дептранс выдаёт карты под любыми предлогами: на основании временных разрешений, паспортов маршрутов, снижения средней скорости на маршруте, но только не по конкурсу. Правда, далеко не всем перевозчикам.
И эти автобусы встают, в первую очередь, на регулируемые маршруты, то есть на те, по которым платится компенсация из бюджета. А как же Закон «О государственном (муниципальном) заказе»? А никак! Судя по всему, наши чиновники решили, что в этой сфере законы не применяются, в том числе, «О защите конкуренции» и Закон № 220-ФЗ. И объяснение есть, - «На святое дело идем: друга из беды выручать!», ну, в смысле, муниципальный транспорт спасаем. Только вот «спасение» какое-то странное, хотя и в духе нынешних чиновников.
Простой пример: в 2006-м, когда затевалось первое глобальное сокращение частников, сначала городом были совместно закуплены две сотни НОВЫХ автобусов (под них и проводили «зачистку»), преобразовано 2-е ПАТП, в СибАДИ было заказано исследование пассажиропотоков, разработана НОВАЯ маршрутная сеть, проведен конкурс, введена административная ответственность для нелегалов, увеличили штат контролеров, повысили проезд. Доля «маршруток» на рынке замещалась бы непосредственно муниципальным транспортом, соответственно, увеличивался его пассажирооборот, как следствие, снижалась себестоимость перевозки и бюджетные компенсации.
Может не совсем конкурентно и в чем-то спорно, но подошли к делу серьезно. Была поставлена цель - сделать транспорт окупаемым, и приняты реальные меры для ее достижения. Т.е. прежде, чем начинать реформу, все-таки сначала создали условия для ее проведения. Исполнение привычно подкачало.
Что сделали сейчас? Сократили около тысячи частных автобусов, но и у ПАТП автобусов как не было, так и нет, новой маршрутной сети тоже не было и нет, отменили маршруты, но исследования пассажиропотоков даже на них не проводили. Чем частников заместили в этом случае, и как воспрял муниципальный транспорт? Давайте разберем предметно.
На момент создания Реестра маршрутов на маршруте № 20 работали 18 автобусов ООО «Автосила55» и 8 машин 7-го пассажирского предприятия. Затем отменили его прямого конкурента, маршрут № 205, и сейчас на маршруте № 20 числятся 30 автобусов «Автосилы55» и СЕМЬ ПП-7. Так кого здесь спасают чиновники Дептранса?
Или вот отменили популярный 322-й, «скомпенсировав» 22-м маршрутом. До отмены на нем работали 26 больших автобусов, а после отмены стало 38, но добавились среднего класса, которых у ПАТП нет, но они есть у предпринимателей Карнышова и Исмаилова. Интересно другое: работают-то там еще и «пожилые» ПАЗики, относящиеся к малому классу, которых там быть вообще не должно. А они есть! И учитывая количество проверок именно на этом маршруте, не заметить их сотрудники Дептранса не могли. Но они ездят, и проверок, судя по всему, не очень опасаются.
И такие примеры можно привести по каждому отмененному маршруту. Если у кого и был в этом интерес, то точно не у ПАТП. Да, у частников тариф не такой гигантский, как у муниципалов, и компенсация для них в основном рубль–три, а не шесть–восемь. Но зато они оборотом берут, т.к. перевозят гораздо больше пассажиров, правда, и работают не по-муниципальному.
Есть и другие особенности «спасения» муниципального транспорта по-департаментски. Взять «исконные» муниципальные маршруты. Ведь многие из них были для ПАТП наиболее рентабельными. Но руководство Департамента именно на эти маршруты, даже еще до отмены 27, добавили частников. И не парочку «по дружбе», а десятки! Только на 72-й запустили дюжину машин. И уж кто-кто, а господин Кожухов точно знал, что вскоре под отмену попадут его прямые конкуренты - № 2 и 72Н, плюс 322. А еще частников добавили на 69, 110, 29, 26, 95, 61 и т.д., всего больше 20 маршрутов. Но в этом списке не было, к примеру, 77 или 80, ведь на них работать невыгодно, даже с компенсациями. Наверное, так случайно получилось.
Вот и напрашивается вопрос – чьи же интересы так рьяно отстаивают чиновники? По-прежнему будут утверждать, что ПАТП? Я, конечно, близорук, но не до такой степени.
Любят у нас чиновники поговорить про нехватку средств. А может прежде, чем это заявлять, следовало устроить аудит уже потраченным деньгам? Посмотреть, как именно расходовались те миллионы, что уже направили на компенсацию межтарифной разницы. Ведь ее размер определяли, исходя из пассажирооборота ТОЛЬКО муниципальных предприятий, а у нас к этому бюджетному котлу вдруг «присоседилось» очень много ложек. На всех уже не хватит.
Господа депутаты, радетели pf бюджет, а вас не удивляют методы, которыми чиновники спасают муниципальный транспорт? А аудиторам Счетной палаты не интересно, как тратятся бюджетные деньги? С нынешним УФАС все понятно, это же не реклама массажного салона или пив-бара, поэтому почему на маршруты с бюджетным финансированием перевозчики попадают без проведения конкурса и как это соотносится с антимонопольным законодательством, им вряд ли будет интересно заниматься.
А вообще складывается впечатление, что общественный транспорт в Омске отдали на откуп нескольким чиновникам, которые вертят им, как хотят – без единых правил, без законов, исключительно по собственному разумению. Или интересу? Тогда становится понятным и приведенные методы и идея продажи транспортной инфраструктуры. Ведь личные интересы чиновника и интересы горожан, чаще всего не совпадают.
Ну, и напоследок.
Не так давно директор Мартыненко убеждал депутатов и общественность, что без продажи бывшего ПП-1 и троллейбусного депо повышения проезда не избежать.
И вдруг свершилось чудо! Заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов сделал смелое предположение, что пассажиры еще три года будут ездить по 22 рубля! Правда, оговорился, что это возможно, если разрабатываемая сейчас маршрутная сеть получилась удобной для всех(?). Но ведь создание новой маршрутной сети было запланировано еще полтора года назад и два миллиона рублей заплатили именно для того, чтобы сеть получилась удобной, и она обязана такой быть.
Вот стесняюсь спросить у г. Мартыненко, это озарение какое-то снизошло на Департамент или просто покупатель «сдулся»?