Доцент, кандидат юридических наук, помощник депутата омского Заксобрания, координатор общественного движения «Новый город» поделился своими рассуждениями по итогам выборов в Омский горсовет шестого созыва.
– Выборы – 2017 – это демократия управляемая против демократии саморегулирования. Поясню. Классическая демократия – это демократия саморегулирования. Саморегулирование – это добровольное взаимодействие людей на определенной территории. По доброй воле в своих интересах на территориях взаимодействуют прежде всего собственники имущества (частные собственники). Для них характерен приоритет горизонтальных связей либерально-гражданских отношений. На этой основе люди склонны сообща, совместно решать общие задачи, в том числе – задачи по выбору депутатов.
В нашем обществе очень мало людей, осознающих себя частными собственниками. Большинство населения понимает частную собственность однобоко, только в форме недвижимости или иного имущественного капитала, не понимая, что это только определенная форма частной собственности, которая, кроме всего, должна быть устойчивым источником дохода. Поэтому одна квартира, в которой человек проживает, это не капитал и не источник дохода, а источник потенциальных расходов. Только появление в собственности второго объекта недвижимости – квартиры, дома, нескольких машин, которые пускаются в экономический оборот (например, дом сдается в аренду) – делает частную собственность источником дохода.
Но главное, что упускается из вида в понятии частной собственности, это труд человека: его знания, навыки, опыт, способности. Ведь частная собственность как обособленная деятельность связана с субъектом, человеком через труд.
Труд – вот первая и основная форма жизни частной собственности, которая теснейшим образом связана с человеком. Прежде чем у человека как носителя частной собственности в виде живого труда появится недвижимость или другой имущественный капитал, то есть определенная форма частной собственности, человек должен потрудиться, поработать, получить профессию, использовать свой труд для своего быта и блага других людей.
Именно признание и понимание того, что частная собственность живет в двух формах – в форме живого труда (субъективированное выражение частной собственности) и в форме капитала (объективированное, опредмеченное выражение частной собственности) – определяет эффективность экономических отношений, основным проявлением которых являются выборы депутатов. Непризнание (до сих пор), что частная собственность – это труд человека и капитал, заработанный этим трудом – главное ограбление российского гражданина как участника политического процесса выборов. Распределение по труду, а, следовательно, и капитала, заработанного трудом, – это специфический закон всеобщей справедливости, которая определяется рынком.
Приходится говорить о том, что пока в общество не придет осознание частной собственности, демократия не станет способом мышления и действия, и в практике политических процессов останется насилие, конфликты, непомерные политические амбиции, борьба за власть любыми средствами. В таких условиях саморегулируемая демократия вообще не наступит.
К демократическим выборам ведет только нарастающая демократия либерально-гражданского общества, осознающего ценность частной собственности как главной основы свободы выбора. Прошедшие в Омске выборы показали, что до саморегулируемой демократии наши избиратели просто не доросли ни экономически, ни по уровню политической культуры. Вместе с тем итоги явки на избирательные участки показали региональной омской власти, что управляемая демократия уже не работает, поскольку в ее основе вертикаль, предполагающая подчинение указаниям сверху. Эти указания облекаются в разные формы, рядятся в разные одежды. Но суть их одна – делать так, как сказали сверху.
У нас управляемая демократия – это, прежде всего, мэр и депутаты с протянутой рукой, которые идут за бюджетом в область, к губернатору, в Москву. Такой мэр и депутаты – специфический проект нашего государственного управления. Неважно, кто и как их выбрал.
Особенно это касается выборов мэра, который не сможет без «верха» решать проблемы города. Ура такой демократии. Как будут жить они, ясно. А как мы?