Два дня назад дептранс сообщил о планах уравнять на некоторых маршрутах стоимость проезда в муниципальных и частных автобусах. Сделать это планируют путём переговоров с предпринимателями. Мы узнали о том, что думают о такой перспективе некоторые частные перевозчики.
Позавчерашнее, скорее, популистское заявление директора департамента транспорта Алексея Мартыненко о том, что он выйдет к частным перевозчикам с «инициативой» о снижении стоимости проезда в маршрутных автобусах с 25 до 22 рублей, наводит на размышления.
Ведь еще совсем недавно этот же Мартыненко доказывал, что до 20 рублей стоимость проезда снижают только те частные перевозчики, которые экономят на всем, вследствие чего может резко снизиться безопасность перевозок граждан.
Что изменилось с тех пор? У частных перевозчиков резко упала себестоимость проезда? Снизились требования к перевозкам пассажиров? Ответственно заявляю, что в связи с закупкой новых автобусов малого и среднего класса, с необходимостью установки систем ГЛОНАСС, а в перспективе и покупки нового кассового оборудования, затраты у частных перевозчиков только увеличиваются. И, в отличие от муниципального транспорта, у нас нет ни компенсаций из городского бюджета, ни бюджетных денег на покупку новых автобусов.
Так ли уж искренне глава департамента транспорта печется о благе пассажиров? Им, мол, будет неудобно на одном маршруте рассчитываться то по 22 рубля (в муниципальных автобусах), то аж по 25 рублей (у частников). Скорее, в этих заявлениях сквозит стремление как минимум спровоцировать негативную реакцию частных перевозчиков. А как максимум – постепенное «выдавливание» частников из системы общественного транспорта города. Хотя вчера же сам Мартыненко признался, что муниципальный парк изношен на 93,5%. Уже сегодня видно, что происходит «оттеснение» частных перевозчиков на маршруты, которые проходят по окраинам города, тем самым снижается маржинальность перевозок пассажиров. Так зачем департамент транспорта ведет такую, мягко говоря, недружественную политику в отношении частных перевозчиков?
А что касается стоимости проезда, то одним призывом ничего не решить. Нужно считать экономику: смотреть конкретный маршрут, общие затраты, средний пассажиропоток, выручку от перевозок. И только потом решать: есть возможность для снижения стоимости проезда или нет.
Сергей Ситников, перевозчик.