Омский перевозчик рассказал, почему параметр «вместимость» не всегда отражает реальное качество микроавтобуса.
В последнее время чиновники часто гордятся тем, что они избавили город от «газелей», заменив их на вместительные фургончики, и считают, что для пассажиров это должно было быть здорово. А я бы не назвал это хорошей идеей. Ведь чем хороша «газель»? Тем, что это пассажирский транспорт, её изначально под пассажиров делали. И она при перевозке установленного числа пассажиров очень комфортна, там всё просчитано, под каждого человека и багаж выделена какая-то площадь. В итоге людям в ней не тесно. У рачительного хозяина на зиму и две печки поставлены, что при ее объеме позволяет поддерживать внутри приемлемую температуру, а летом наличие в таком количестве открывающихся окон и люка, делает поездку достаточно комфортной. А «Форд-транзит» и другие подобные модели, которые пришли на смену «газелькам» и, по задумкам Дептранса, должны были повысить комфортность перевозок – это просто цельнометаллический фургон, в который вставили пассажирские сиденья и окна по бокам прорезали. И всё. Пассажирам там и стоять, и сидеть неудобно, т.к. его целевое назначение – коммерческая перевозка грузов. Сравните с машиной примерно того же класса, которую делали для пассажиров, с «Газелью NEXT». Она ведь гораздо удобнее! И посадка, и выход. Я уже не говорю про ПАЗ, который с рождения был базовым автобусом, к нему и вопросов нет. Прокатился на днях на «пазике» и очень доволен, ехал стоя, но очень комфортно, тепло. Я его, правда, перед этим ждал на остановке в мороз сорок минут. Не потому, что так люблю пазики, просто на другом транспорте уехать не мог. Но это уже другой разговор.
Поймите правильно, я не ратую за возврат к «газелям». Просто, когда наши чиновники начинают проявлять «заботу» о пассажирах, эффект, как правило, получается обратным. Это я как пассажир, говорю. Вот недавний пример. Дептранс пообещал, что уже к этому лету в общественном транспорте появятся кондиционеры. Даже в конкурсную документацию ввел отдельным критерием. Правда, не в муниципальном, а только в частном. Очевидно, по мнению чиновников, в муниципальном транспорте ездят пассажиры другого «сорта». А они и без кондиционеров, в 30-градусную жару, будут счастливы уже тем, что своей поездкой вносят лепту в «спасение» ПАТП. Ну, и доказывают необходимость существования самого Дептранса. И те частники, кто недавно участвовал в конкурсах, их уже установили. Многие пассажиры уже видели такие «коробки», обычно еще в целлофане, у входной двери.
Вопрос в другом. А что же все-таки устанавливают? Те, что уже сегодня разместили в салонах, действуют по принципу тепловентилятора, только с охлажденным воздухом. Охлажденный поток идет прямо. Условия его эффективной эксплуатации – достаточно долго плотно закрытые окна и двери салона. Но ведь в автобусе на каждой остановке двери открываются. Жара, июль, час пик, окна/двери плотно закрыты и кондиционер! Вот только охлаждать он будет исключительно ноги ближайшего к нему пассажира, и, поверьте, радости и благодарности он за подобный «комфорт» точно не испытает!
Но, как ведь оптимистично прозвучало - «Чиновник заверил собравшихся, что в жару омичи смогут ездить на автобусах с кондиционерами». Не в прохладе, а с кондиционерами! Получается, даже не обманывает. Но, что особенно порадовало, так уточнение г. Кожухова про эти автобусы – «…не в муниципальном – на это пока нет денег – а в частном». Т.е. уже привычно для Дептранса - одни тратятся, другие хвалятся.
И что мы с этого имеем? Чиновники отрапортовали об очередной победе в борьбе за комфорт пассажиров, заодно попиарившись за чужой счет, перевозчики безропотно исполняют любые причуды нынешнего руководства Дептранса (и формально все будет соблюдено!), а пассажиры.…Ну, а пассажир, давясь летом в переполненном «Форде» и уткнувшись в потную подмышку соседа, будет утешать себя – «Зато, с кондиционером! Спасибо тебе, Департамент, за заботу!». И еще вспоминать, что совсем недавно мог сказать, заглядывая в маршрутку, «А, что сидячих мест нет? Ну, ладно, на следующей уеду». Правда, было это, когда чиновники о них совсем не заботились.
В.И. Черномырдин, наверное, запомнится в народе не как успешный Премьер-министр, и даже не как политик, развернувший самолет над Атлантикой в знак протеста против вторжения НАТО в Югославию, а одной, но вечной для чиновников России фразой - «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но вот, глядя на потуги отдельных руководителей, пытающихся во всем показать свое личное участие и значение, в том числе и рекламируясь подобными «достижениями», почему-то вспоминается сказанная вполголоса фраза другого российского политика – Министра иностранных дел Лаврова. Не совсем корректная, конечно, но емкая и от души.