Как решать проблему, депутаты, похоже, не знают. Пока они просят денег и говорят о необходимости быть «цивилизованными».
Сегодня состоялось очередное заседание комитета Омского горсовета по вопросам местного самоуправления. Повестка была не слишком длинной, но среди шести вопросов был один животрепещущий – про «Специальное автохозяйство». Городская прокуратура проверила это учреждение и выявила многочисленные нарушения.
– Это вопрос, который назрел уже давно, – рассказывала представительница прокуратуры Наталья Арефьева. – Из-за недостаточного финансирования передержка отловленных собак длится не предусмотренные законодательством 6 месяцев, а 10-11 суток. Городская администрация надлежащие меры не принимает...
Об этой ситуации нам уже приходилось писать: областное правительство передало полномочия по борьбе с бродячими собаками мэрии, а вот соответствующее финансирование у города не появилось. Теперь прокуратура требует от муниципалитета, чтобы тот всё-таки нашёл деньги для САХ в своём и без того скудном бюджете.
За комментариями глава комитета Ринат Каримов обратился к директору финансового департамента Богдану Масану. Тот внёс полную ясность:
– Мы уже обращались с просьбой о финансировании к исполняющему обязанности губернатора и к министру сельского хозяйства. Дело в том, что мэрия не имеет права выполнять переданные ей полномочия за свой счёт, так как у нас уже дефицит бюджета. Мы попросили также изменить норму передержки для отловленных животных. При этом на сбор и утилизацию трупов мы выделяем деньги в необходимом объёме и даже увеличили финансирование на эти цели на полмиллиона – с миллиона 300 до миллиона 800 тысяч.
Во всём, что касается пока ещё живых собак, дела обстоят очень плохо. Начальник отдела коммунально-бытового обслуживания ДГХ Дмитрий Деревянченко пожаловался на тарифы, которые не повышаются с 2015 года:
– Препарат на отлов 1 собаки стоит 1100 рублей, а в бюджете на это предусмотрено всего 980! То есть, даже никуда не двигаясь, мы уже оказываемся в минусе!
Николай Чираков, экс-депутат, который сейчас представляет в Горсовете губернатора (человека, у которого в этой ситуации просят деньги), попытался выяснить, есть ли у исполнителей из мэрии какие-то планы, как решить проблему.
– Не просто письмо «Дайте денег», а обоснование письма у вас есть? – спросил он с напором.
Ответом была жалоба на то, что в России всё ещё не принят закон об ответственном обращении с животными, из-за чего САХ «не может отделять собак потерявшихся от тех, кто никогда не имел хозяина и живёт в городе, как в дикой природе». А вопросы не кончались. Дмитрий Петренко заинтересовался историей про рост затрат на «утилизацию трупов».
– Кому конкретно принадлежит эта инициатива? – спросил он. – Мы ведь понимаем, как это работает. САХ получает увеличенный бюджет на конкретные цели. И оно этот бюджет должен выбрать до конца года. Если на миллион 800 тысяч оно может утилизовать собачьих трупов – оно обязательно найдёт необходимое количество собак! То есть просто дополнительно сократит срок передержки!
Выяснить, кто это придумал, депутату не удалось. А вот Инна Гомолко подошла к проблеме с другой стороны: она решила выяснить, в какую сумму обходится городу содержание собак.
– Санитарная обработка стоит в пересчёте на одно животное 442 рубля, – рассказал главный экономист САХ Евгений Сандаков. – За 6 месяцев она проводится 2 раза (напомним: по данным прокуратуры, фактическая передержка составляет 10-11 суток – БК55). Содержание одной особи в течение 6 месяцев стоит 14 493 рубля.
– Это 2 с половиной тысячи в месяц? – охнула Гомолко. – Да у нас же пособие на ребёнка 500 рублей! А у вас на собаку 2 с половиной тысячи? И вы хотите, чтобы вам давали ещё больше? Чего вы хотите вообще?
– Нам необходимо осуществлять свои функции в рамках действующего законодательства, – угрюмо отвечал Сандаков.
Слово перешло к Максиму Астафьеву.
– Эта тема, коллеги, очень интересная и очень страшная, – констатировал он. – Вот скажите: у кого из вас есть собака? Город тратит колоссальные деньги на (назовём это так) умерщвление собак. А вы, Евгений Николаевич, работаете с волонтёрами? Их в городе много, о них пишут СМИ, они готовы забирать собак и искать для них хозяев...
Сандаков отвечал, что «работа проводится», а в последнее время она даже «активизировалась»:
– Доступ на территорию открыт – желающие могут зайти, чтобы помочь, покормить... Значительное количество животных находит новых хозяев...
Сложно сказать, убедило ли это депутатов. В любом случае собравшиеся проголосовали за то, чтобы принять результаты прокурорской проверки к сведению и попросить спикера Горсовета попросить у главы региона денег. В общем, какие-то новые обстоятельства, с помощью которых можно было бы решить проблему, в ближайшее время явно не появятся.