Именно огласка зачастую помогает тем, кто попал в беду.
Омские журналисты вернулись из Новосибирска, с семинара правозащитной сети «Так-так-так», и привезли алгоритм действий для тех, кто попал в беду.
– Правозащитники уверены: надо учиться отстаивать свои интересы. На семинаре для журналистов, общественников, гражданских активистов и юристов они рассказали, какой порядок действий может помочь решить проблему, – рассказала журналист Лика Кедринская.
Так, юрист Анна Гулевич раскрыла маленькие хитрости направления запросов чиновникам. По закону на ответ гражданину отводится 30 дней (в случае с журналистским запросом – семь дней). А затем следует действовать в зависимости от того, что именно ответили чиновники.
Если в предоставлении информации отказали, можно переформулировать запрос или же разбить его на несколько вопросов.
Если вы не согласны с ответом – обращаться в вышестоящую инстанцию (например, в администрацию города или области, если чиновники районной администрации так и не захотели вас услышать).
Иногда имеет смысл после первого же отказа идти в суд, прокуратуру.
Еще один важный шаг – обращение в некоммерческую организацию, специализирующуюся на решении аналогичных вашей проблем. Сотрудники НКО окажут правовую и юридическую помощь – благодаря их советам сэкономите время и нервы.
О важности огласки в спорных ситуациях напомнил координатор по расследованиям сети «Так-так-так», тренер и журналист Илья Кудинов:
– Любая проблема, даже частная, имеет свою аудиторию. Важно понять, где найти и как привлечь эту аудиторию. Даже такая площадка, как flamp.ru может сыграть определенную, подчас решающую роль в решении проблемы.
Локальная проблема может «тлеть» годами, если о ней знает только узкий круг людей. И примет совсем другой оборот, если придать все огласке – в том числе через социальные сети. Информация распространяется в них почти мгновенно.
Только прежде чем писать пост, учили на семинаре, следует понять, какой именно общественный интерес содержится в вашей проблеме. Ведь грамотная подача – залог того, что репосты станут делать не только ваши друзья и подписчики, но и незнакомые люди.
И, конечно, очень важно задействовать СМИ. По словам Кудинова, есть масса примеров, когда результат достигнут после публикаций в СМИ:
– Важно понимать, что есть конкретные люди, принимающие решения. И они, оказавшись в дискомфортной ситуации, будут стараться что-то исправить.
Когда чиновники постфактум начинают сокрушаться: «Что ж вы сор-то из избы вынесли? Мы бы и сами во всем разобрались и все исправили», они могут лукавить. Зачастую именно огласка подтолкнула их к тому, чтобы признать ошибочность своих действий и найти приемлемое решение.
В самых тяжелых случаях – к ним относятся проблемы обманутых дольщиков – ситуацию могут исправить системные решения на самом высоком уровне.
Мария Мельникова