Пока – барьер из высокого тарифа на перевозку.
Омские сельхозпроизводители могут очень успешно работать с Казахстаном и продавать через него своё зерно в Иран, Ирак, Азербайджан, Туркменистан и другие страны, но для этого президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев должны лично кое о чём договориться. А именно: о снижении тарифа на перевозку российского зерна по Казахстану, сейчас он специально установлен властями нашего соседа очень высоко. Об этом сегодня на пресс-конференции в «МКР-Медиа» на тему итогов уборочной кампании в регионе рассказал председатель комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Анатолий Беззубцев.
«Казахстан сегодня торгует с Ираном, Ираком, Таджикистаном, с очень многими странами. Омская область не имеет возможности выхода туда. Для этого нужно договариваться на самом высоком уровне, а такая встреча недавно произошла. Если бы там президенты решили вопрос о тарифах на перевозку зерна между Казахстаном и Россией, чтобы маржинально нам было выгодно увезти именно туда, а Омская область и Казахстан совместно достроили железнодорожную ветку к нему от Русской Поляны, которая была разобрана в лихие 90-е, то можно было бы формировать зерно в вагонах в Омске и отправлять его напрямую. Такие направления наиболее перспективны», – сообщил депутат.
Добавим, что буквально на прошлой неделе о проекте достройки названной ветки на казахстанском телеканале объявил омский бизнесмен Талгат Куттугожинов.
Как пояснил «БК55» Беззубцев, нынешний тариф Казахстана – его защитная мера для собственного сельского хозяйства. Таким же образом, привёл он пример, Россия сегодня запретила транзитную перевозку через свою территорию в Казахстан американских куриных окорочков.
«В Казахстане сегодня просто бум развития, они и своим, и нашим зерном очень активно торгуют. Они покупают наше зерно здесь и им так выгодно – далее переправить в другую страну. За счёт этого тарифа. А нам невыгодно из-за него. Если договориться на какой-то компромиссной цифре – то было бы и России выгодно, и Казахстану», – сказал депутат.
В остальном, ранее сообщил он, у Омска довольно неудобная зерновая логистика, которая делает невысокой маржинальность его зерна. До портов Чёрного моря на экспорт везти далеко и сложно, есть задача федерального правительства развить зерновые хабы во Владивостоке, но она пока остаётся на бумаге. Так что Казахстан – решение проблемы.