Омичей лишили права назвать собственный аэропорт фамилией прославленного рокера Егора Летова, а между тем произведения другого омского рок-музыканта исполняют даже на органе.
Об этом нашему ресурсу рассказал солист Абхазской филармонии, заслуженный артист Абхазии, 33-летний органист Лука Гаделия.
– Лука, когда продюсер проекта Валентин Вяткин (экс-омич, в прошлом известный омский телеведущий) к вам обратился с просьбой исполнить произведения омского рок-музыканта Максима Бушина из группы Sunrise на органе, вас это не удивило?
– Это новая музыка для меня. Совершенно. Я вообще не имел представления о ней. Но, ознакомившись на учебном инструменте, я понял, что здесь эта музыка будет звучать по-особенному.
Тут присутствует мелодизм, которого музыке 20 века часто не хватает. Иногда кажется, что музыка 20 века сложена из цифр – очень механистична. А здесь вот такая душевность ощущается, и я понимаю, что такие инструменты, как орган и скрипка, они передадут дух этой музыки.
– Омский органист Кирилл Янковский отказался исполнять мелодии омского рок-музыканта. Вас долго пришлось уговаривать?
– Да нет, недолго. Единственная загвоздка была с нотами. Валентин Николаевич Вяткин заказывал их у теоретиков, чтобы они, грубо говоря, сняли с записи и переложили на ноты. В этом было препятствие.
А так я коммуникабельный и подписался на этот проект практически сразу. В Омске ни разу не был. А с вашим Кириллом Янковским я вместе учился. Приеду, если позовете.
– 12 минут длится программа, в которой вы исполняете произведения Максима Бушина. Сколько туда вошло его сочинений?
– Я исполняю 4 баллады. Одна из них посвящена Пушкину, другая Лермонтову. Есть произведение о смерти – очень глубокомысленное сочинение, масштабное. И еще одна баллада написана в романтическом ключе.
– Орган в Пицунде расположен в храме 10 века. Что ощущает музыкант, который работает в таком намоленном месте?
– Конечно, эмоции отличаются от тех, которые ты испытываешь, играя в концертном зале обычном. Да, органы могут быть замечательные и звучать могут шикарно, но, когда играешь в акустике собора, плюс в таком антураже – это особая атмосфера, и она, естественно, передается исполнителю и слушателям.
Орган в православном храме в Пицунде
Так выглядит зал, где играет Лука Гаделия в Пицунде и где звучала музыка омского рок-музыканта
Ощущаешь эпоху. Все-таки, когда играешь музыку эпохи барокко, а в основном органисты много исполняют Баха, конечно, именно в соборной акустике ощущаешь мощь его произведений, да и величие инструмента в целом. Здесь многие факторы, в том числе и акустика.
– Насколько популярна органная музыку в Пицунде? Сюда ходят только туристы?
– Нет, и местные жители бывают на концертах. Не в таком масштабе, как туристы, но ходят. Туристы, несомненно, наш основной контингент слушателей. Надо сказать, что ежегодно в сентябре в Пицунде проводится фестиваль органной музыки.
Он с большой историей. Проводился с конца 70-х годов прошлого века. Потом, в 1992-м, из-за грузино-абхазской войны его перестали проводить, и вот возобновили. Шесть лет, как опять проводится. Из других городов Абхазии местные жители ездят на фестиваль.
В числе его участников по большей части органисты России, но и иностранцы заезжают – Германия, Франция, Италия. Конечно, вы понимаете, что это все сопряжено и с визовыми делами, и с финансовыми. Но наша организация – Государственный концертный зал Пицундского храма – ежегодно все-таки старается иностранцев представлять.
– Бюджет какой у вашего фестиваля? Откуда деньги берутся?
– Средства государство выделяет на проведение мероприятия плюс самоокупаемость. Деньги от продажи билетов. Пришли люди – окупился концерт исполнителя. Если же наоборот – соответственно, мы в минусе.
– Аншлаг на концертах форума от репертуара зависит?
– Да, от репертуара, от рекламы. В наших условиях реклама – основная составляющая привлечения публики. Потому что с ней всегда проблема. Когда организаторы активно работают с афишами и флаерами, то зал наш заполняется.
Народ привлекает еще наличие экскурсии в памятник архитектуры – православный храм 10 века. Здесь такой микс. Ввиду курортного расположения у нас концертная жизнь сосредоточена летом. Мы начинаем работать с мая и заканчиваем свою работу в ноябре. Дальше идут выездные концерты в городах России.
– Вы много гастролируете?
– В принципе, да. Стараюсь постоянно выезжать, потому что знакомство с новыми инструментами, новыми органами -единственный моторчик, который дает возможность развиваться, учить новые программы и как-то двигаться дальше. Вся образовательная часть моей жизни закончена – теперь надо развиваться.
Интересны концерты в разных залах. Они требуют разных программ, и это такой стимул учиться и развиваться далее. В России очень популярна органная музыка. Замечу, что в Европе интерес к ней на спаде, потому что для них это обыденность.
А для россиян – это экзотика. Есть некая связь с чем-то мистическим. И людей это привлекает. Во многих городах нет проблемы собрать полный зал на концерт органной музыки.
– Как к 33 годам становятся заслуженными артистами Абхазии?
– Много играют. Я работаю в Пицунде 14-й год. Поступил на первый курс Гнесинской академии и в конце первого курса начал концертировать в этом зале. Вначале были какие-то разовые концерты. Концерты с оркестром нашим камерным, какие-то ансамблевые выступления.
Года через три, к окончанию обучения в Гнесинской академии, у меня появился свой фиксированный день, когда я играю сольный концерт по воскресеньям. В пик туристического сезона у нас получается по два концерта в день.
В 5 вечера я отыгрываю свой концерт, который мы называем дневным, и в 8 часов у нас еще один. Но есть и не сольные концерты, в которых я выхожу с другими музыкантами.
Беседовал Виталий Маевский
Для справки.
Некогда очень популярная культовая омская рок-группа Sunrise появилась в 1990 году. В ее состав входили: Максим Бушин – соло-гитара, композитор, аранжировщик, текстовик; Юрий Деревянкин – вокал, Михаил Тыненко – бас-гитара, Сергей Белоклоков – барабаны. Директором коллектива был Валентин Вяткин.
В 1995 году SUNRISE выступил в Екатеринбурге на отборочном туре фестиваля «Урал-рок 96». Выступление было весьма успешным (из 124 участников омичи попадают в восьмерку призеров). Лучшим соло-гитаристом там назвали Максима Бушина. А 5 октября этого же года омская группа SUNRISE открывала концерт легендарной британской команды Nazareth. В ночь с 1 на 2 июля 2001 года Максим Бушин, омский композитор и гитарист, покончил жизнь самоубийством.