Сегодняшнее слушание по иску областной прокуратуры к РЭК и «ОмскВодоканалу» собрало рекордное число слушателей. Так, к 10 часам на процесс пришло около сотни председателей ТСЖ и старших по дому. До этого заседания по вопросу законности установления графы «общедомовые нужды» (ОДН) в квитанциях проходили в скромной обстановке при двух-трех журналистах. На этот раз сработало «сарафанное радио» - по словам омичей, по всем ТСЖ была разослана телефонограмма от председателя Омского областного общества потребителей в сфере ЖКХ Александра Лихачева, который призывал людей поддержать его, выступающего на процессе в качестве свидетеля, своим присутствием.
В итоге желающих оказалось настолько много, что заседание под председательством судьи Лены Ершовой началось с опозданием: слушание два раза переносилось в разные залы, поскольку желающим не хватало мест и приходилось стоять. РЭК вместе с «ОмскВодоканалом» в судебном процессе отстаивали законность приказа энергетической комиссии, утвердившего нормативы на общедомовые нужды также по гражданскому иску некоего Владислава Проволовского.
Слушания по иску прокуратуры начались еще до Нового года, и сегодня рассматривался вопрос о корректности и уместности проведения социологического исследования, которое провела РЭК и на основе которого утвердила нормативы для оплаты ОДН. Прокуратура в качестве свидетелей пригласила экспертов с кафедры социологии ОмГУ им. Достоевского — в частности завкафедрой Ирину Огородникову.
Социологи подтвердили, что анкетирование было проведено некорректно — при опросе омичей не был проведен отбор опрашиваемых, нарушена методология проведения социсследования, что обрекло соцопрос РЭК на ошибки и погрешности. Кроме того, как отметил в своем выступлении Александр Лихачев, в анкете встречались и совсем неадекватные моменты. Например, по мнению РЭК, в каждом доме среднестатистического омича и, что еще интереснее, жителя области, установлена посудомоечная машина, которой, по результатам их социсследования, каждый омич пользуется 10 раз в месяц. Кроме того, исследование проводилось анонимно, и, по мнению Лихачева, все результаты его были подтасованы.
— Я публично обвиняю РЭК в нарушении требования постановления президента РФ №306 от 23 мая 2006 года. Основная моя претензия — это то, что анкетирование проводилось с нарушениями и было доверено заинтересованным лицам, - бросил Лихачев публичный вызов представителям РЭК и Водоканала. Слушатели — управдомы, председатели ТСЖ в основном пенсионного возраста — зааплодировали ему.
— У нас тут не театр, хлопать не надо, — урезонила слушателей судья Ершова.
В результате свидетель Лихачев рассказал о том, что в соревновательном порядке он и активисты из контролируемой им УК «Труд» провели свое социсследование по опроснику РЭК, которое не было анонимным. Всего Лихачеву и его помощникам — главам ТСЖ — удалось опросить 7000 жителей Омска, Калачинска и поселка Большеречье. Как утверждает Лихачев, разница в результатах соцопроса по нормам потребления воды достигала 50%.
Однако социологи отметили, что хотя исследование Лихачева и проведено корректнее, но имеет те же погрешности, что и социсследование РЭК, и поэтому не является полностью верным.
Пока сложно предполагать, к какому решению придет суд - слушание по иску прокуратуры к «ОмскВодоканалу» и РЭК продолжается до сих пор, судье Ершовой еще предстоит заслушать свидетелей со стороны РЭК и «Омскводоканала». Сегодняшнее заседание не является заключительным.
Ирина Акишева