Вчера, по данным источников газеты «Коммерсантъ», Роснедра отозвали у Енисейской промышленной компании (ЕПК) лицензию на тувинское Элегестское угольное месторождение (запасы — около 900 млн. тонн коксующегося угля). Временную лицензию получили структуры Руслана Байсарова.
Руслан Байсаров — бывший гендиректор ЕПК, которая на условиях государственно-частного партнерства должна была построить железную дорогу протяженностью 400 км по маршруту Элегест — Кызыл — Курагино. Право строительства части этой дороги (которую планировали строить на средства ЕПК) получило НПО «Мостовик». Стоимость контракта — около 90 млрд. руб.
Однако, потратив на строительство дороги около 1,5 млрд. рублей, в сентябре 2012 года «Мостовик» начал судебные тяжбы с ЕПК, так как ни копейки от нее за выполненные работы не получил, а ведь имел личные гарантии Руслана Байсарова. Более того, в суде «Мостовик» столкнулся с явным нежеланием Енисейской промышленной компании оплачивать данные работы — ЕПК подала встречный иск о признании недействительным заключенного договора на строительство железной дороги.
Параллельно Руслан Байсаров сообщил, что хотел бы заниматься бизнесом в Туве самостоятельно, для чего специально создал ООО «Тувинская инвестиционная корпорация» (ТуИК). К декабрю выяснилось, что ТуИК готова заменить ЕПК и государство в роли инвестора строительства многострадальной железной дороги.
Конкурс по выбору нового недропользователя было запланировано провести до 15 апреля 2013 года. При этом в понедельник, 21 января, еще одна компания господина Байсарова — ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» — заключила с минвостокразвития соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает строительство к концу 2015 года угольного терминала в районе мыса Бурный в порту Ванино мощностью 15 млн. тонн и стоимостью 12 млрд. руб. Предполагается, что терминал будет обслуживать в том числе перевалку угля с Элегестского месторождения.
Эксперты отмечают, что главный вопрос, связанный с освоением месторождения, — ветка Кызыл — Курагино. А с ней пока полный туман. Появились вопросы и по стоимости строительства. Недавно «Мечел» построил в Якутии дорогу к Эльгинскому месторождению колоссального уровня сложности и протяженностью 315 км за $3 млрд., а дорога к Элегесту, где нет такого сложного рельефа, выходит намного дороже — около $5 млрд., указывает один из экспертов, добавляя, что «таких денег сейчас нет ни у кого из потенциальных российских претендентов». Тем не менее, желание Руслана Байсарова сегодня – это, похоже, единственный шанс «Мостовика» использовать построенное в Туве.
Игорь Федорова