В каждом городе есть место, с которого он начинался. По-хорошему оно должно быть памятным, должно быть дорого горожанам. Должно быть, но…
В Омске это слияние Оми и Иртыша, где сейчас площадь Бухгольца. Именно здесь Бухгольц и заложил свою первую крепость в 1716 г. Уже на будущий год майор Аксаков построит крепость выше, где сейчас Сквер борцов революции, Театральная площадь.
Крепость, построенную Бухгольцем, при этом разобрали, а ее место вошло в Луговскую слободу — первое гражданское поселение при крепости, с которого, собственно, и начался город. Крепость потом перенесли на правый берег Оми, а Луговская слобода никуда не делась. Она осталась неизменной по сей день в планировке города.
Улица, почему-то носящая сейчас имя Б. Тито, в 18 веке была границей Луговской слободы, которая была укреплена. По ней проходил частокол укреплений слободы. Начало нынешней ул. Лермонтова было улицей слободы. Нынешняя ул. Ильинская была переулком слободы. Нынешняя площадь Бухгольца до середины 19 в. была Базарной площадью у пристани в устье Оми. Пристань, в принципе, существует по сей день. Когда базар перенесли на эспланаду, на правый берег Оми, то у пристани остался грузовой порт, который просуществовал здесь до середины 20 в. На месте нынешней площади Бухгольца был товарный двор порта с пакгаузами. После ликвидации старой крепости Луговская слобода вошла в состав Ильинского форштадта. Но его планировка была продолжением планировки слободы. Дорога, ведущая на юг от Сергиевских ворот слободы, в дальнейшем стала улицей Дворцовой (часть ул. Ленина). Переулок Луговской слободы продлили до ул. Новой (Чкалова), и он стал улицей Ильинской, в честь названия форштадта. Улица Новая была новой в середине 18 в. Она была проложена по границе эспланады старой крепости. За ней начинались земли Казачьего войска (Казачий форштадт). Улица Береговая (Иртышская набережная) была проложена от Иртышских ворот Луговской слободы. Этот уголок Омска сохраняет память о времени основания города.
Сейчас осознание значимости этого места постепенно возвращается в общественное сознание. Месту закладки города присвоено имя его первостроителя.
Должен сделать экскурс в историю Омска. До революции имя Бухгольца носила нынешняя ул. Тито. Нынешней площади Бухгольца как таковой не было. После революции ул. Бухгольца переименовали почему-то в Профессиональную. Потом спохватились и присвоили имя Бухгольца бывшей ул. Будочной. Она по сей день носит его имя, только домов на ней почти не осталось (проходит между 10 лет Октября и Лермонтова, от Пушкина до Декабристов). Потом по непонятной логике Профессиональную переименовали в Тито. Площадь Бухгольца тогда называлась Площадь речного вокзала.
Потом вокзал ликвидировали, а площади присвоили имя Бухгольца. При этом все окружающие ее здания продолжают числиться по примыкающим улицам. Так, Речной вокзал вместе с гостиницей «Маяк» имеет адрес Лермонтова, 2.
Стоящий напротив него жилой дом, построенный тоже в начале 60-х годов, имеет адрес Лермонтова, 4А, хотя на Лермонтова не выходит.
Угловая вставка, в которой жил академик Каримов, имеет адрес Лермонтова, 4Б. Ресторан гостиницы «Турист», выходящий на площадь, имеет адрес вместе с гостиницей по ул. Тито, 2.
Адрес пл. Бухгольца, 1А имеет только насосная канализации у Речного вокзала.
Сейчас продолжается обсуждение, какой памятник должен стоять на площади Бухгольца. Но для меня важно в первую очередь то, что место признано началом нашего города, и каким бы памятник ни был, он видится именно здесь. А что же происходит вокруг площади? Ведь Луговская слобода и примыкающие к ней кварталы — это тоже историческая среда, с которой начинался наш город. Понятно, что в 60-е годы 20 в. не особо задумывались об исторической среде. Но изменилось ли это отношение сейчас? Если ценность исторической среды осознана, то в ней не могут появляться объекты случайные, чуждые по своей архитектуре, не соответствующие масштабу среды.
Насколько уместным было появление 11-этажного офисного здания по адресу Ильинская, 4? Сейчас строится жилой дом на месте снесенного памятника деревянного зодчества на ул. Ильинская, 3. Его автор — великий архитектор, его критиковать нельзя. Но вопросы возникают не столько к автору, сколько к застройщику. Возводящийся дом расположен от объекта культурного наследия на Лермонтова, 6, на расстоянии 1 м, а от ОКН по ул. Тито, 5 на расстоянии 5 м. Причем по своему масштабу он отличается от них на порядок.
Надо сказать, что это не первый проект на застройку этого места. Предыдущий отличался безупречным уважением к исторической среде, но грубо вторгался в памятник на Лермонтова, 6, так, что от него оставалась одна фасадная стена, за которой вырастало новое здание в 3 раза выше памятника. Не знаю, что в этой ситуации является меньшим злом. Одно радует: новый дом построен в историческую линию застройки, существующую еще с начала 18 в.
На фоне этих новостроек особенно цинично выглядят нападки на ресторан «Колчак», расположенный по адресу Тито, 2, кор. 1 (неужели номера для домов кончились — почему не присвоили № 4 по ул. Тито?) Это единственная новостройка, поддерживающая масштаб и стиль исторической среды. Ведь кроме основания города этот район связан с именем верховного правителя, резиденция которого находится поблизости.
Особо циничными выглядят надуманные упреки, что ресторан «Колчак» находится в охранной зоне памятников. Так и хочется спросить: вблизи каких памятников? Если речь идет о гимназии № 3 Хвориновой, входящей в комплекс зданий Диагностического центра, который весь числится под адресом ул. Ильинская, 9, то «вблизи» торчит офисный небоскреб на Ильинской, 4, а вблизи дома Тито, 5 находится строящийся высотный жилой дом на месте дома Ильинская, 3.
Вот уж воистину — ищут соринку в чужом глазу, а в своем бревна не видят! Первая мысль нормального человека — кто давал разрешение на строительство высотных новостроек… вплотную к памятникам? А если они памятникам не мешают, то как им может помешать ресторан, который стоит намного дальше? Или как в той басне: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
У меня такое впечатление, что наше министерство культуры какие-то пока не установленные господа хотят втянуть в грязную историю с рейдерскими целями.
Но вернемся к основанию Омска. Еще при подготовке к 300-летию я высказывал предложения обозначить объекты старой крепости. В том числе предлагал воссоздать фрагмент частокола Луговской слободы. Его можно воссоздать на пл. Бухгольца — от Иртышских ворот слободы и до ул. Ильинской, где он может служить оградой двора жилых домов. Далее на углу ул. Ленина и Тито можно воссоздать Сергиевские ворота Луговской слободы.
Кроме этого, ряд краеведов вносили еще одно принципиально предложение — восстановление Царских ворот на их историческом месте. Сейчас это сквер им. Врубеля в створе ул. Ильинской.
История этого места многослойна. В 1891 г. здесь встречали цесаревича Николая Романова. К его приезду была сооружена специальная триумфальная арка, простоявшая до 1917 г. После этого визита начался бурный рост города. Может, с ее восстановлением Омск снова ждет расцвет.