Новости. Омск

И. Коновалов: «Какие-то господа, видимо, хотят втянуть наш минкульт в грязную рейдерскую историю?»

В каждом городе есть место, с которого он начинался. По-хорошему оно должно быть памятным, должно быть дорого горожанам. Должно быть, но…

В Омске это слияние Оми и Иртыша, где сейчас площадь Бухгольца. Именно здесь Бухгольц и заложил свою первую крепость в 1716 г. Уже на будущий год майор Аксаков построит крепость выше, где сейчас Сквер борцов революции, Театральная площадь.

Крепость, построенную Бухгольцем, при этом разобрали, а ее место вошло в Луговскую слободу — первое гражданское поселение при крепости, с которого, собственно, и начался город. Крепость потом перенесли на правый берег Оми, а Луговская слобода никуда не делась. Она осталась неизменной по сей день в планировке города.

Улица, почему-то носящая сейчас имя Б. Тито, в 18 веке была границей Луговской слободы, которая была укреплена. По ней проходил частокол укреплений слободы. Начало нынешней ул. Лермонтова было улицей слободы. Нынешняя ул. Ильинская была переулком слободы. Нынешняя площадь Бухгольца до середины 19 в. была Базарной площадью у пристани в устье Оми. Пристань, в принципе, существует по сей день. Когда ­базар перенесли на эспланаду, на правый берег Оми, то у пристани остался грузовой порт, который просуществовал здесь до середины 20 в. На месте нынешней площади Бухгольца был товарный двор порта с пакгаузами. После ликвидации старой крепости Луговская слобода вошла в состав Ильинского форштадта. Но его планировка была продолжением планировки слободы. Дорога, ведущая на юг от Сергиевских ворот слободы, в дальнейшем стала улицей Дворцовой (часть ул. Ленина). Переулок Луговской слободы продлили до ул. Новой (Чкалова), и он стал улицей Ильинской, в честь названия форштадта. Улица Новая была новой в середине 18 в. Она была проложена по границе эспланады старой крепости. За ней начинались земли Казачьего войска (Казачий форштадт). Улица Береговая (Иртышская набережная) была проложена от Иртышских ворот Луговской слободы. Этот уголок Омска сохраняет память о времени основания города.

Сейчас осознание значимости этого места постепенно возвращается в общественное сознание. Месту закладки города присвоено имя его первостроителя.

Должен сделать экскурс в историю Омска. До революции имя Бухгольца носила нынешняя ул. Тито. Нынешней площади Бухгольца как таковой не было. После революции ул. Бухгольца переименовали почему-то в Профессиональную. Потом спохватились и присвоили имя Бухгольца бывшей ул. Будочной. Она по сей день носит его имя, только домов на ней почти не осталось (проходит между 10 лет ­Октября и ­Лермонтова, от Пушкина до Декабристов). Потом по непонятной логике Профессиональную переименовали в Тито. Площадь Бухгольца тогда называлась Площадь речного вокзала.

Потом вокзал ликвидировали, а площади присвоили имя Бухгольца. При этом все окружающие ее здания продолжают числиться по примыкающим улицам. Так, Речной вокзал вместе с гостиницей «Маяк» имеет адрес Лермонтова, 2.

Стоящий напротив него жилой дом, построенный тоже в начале 60-х годов, имеет адрес Лермонтова, 4А, хотя на Лермонтова не выходит.

Угловая вставка, в которой жил академик Каримов, имеет адрес Лермонтова, 4Б. Ресторан гостиницы «Турист», выходящий на площадь, имеет адрес вместе с гостиницей по ул. Тито, 2.

Адрес пл. Бухгольца, 1А имеет только насосная канализации у Речного вокзала.

Сейчас продолжается обсуждение, какой памятник должен стоять на площади Бухгольца. Но для меня важно в первую очередь то, что место признано началом нашего города, и каким бы памятник ни был, он видится именно здесь. А что же происходит вокруг площади? Ведь Луговская слобода и примыкающие к ней кварталы — это тоже историческая среда, с которой начинался наш город. Понятно, что в 60-е годы 20 в. не особо задумывались об исторической среде. Но изменилось ли это отношение сейчас? Если ценность исторической среды осознана, то в ней не могут появляться объекты случайные, чуждые по своей архитектуре, не соответствующие масштабу среды. 

Насколько уместным было появление 11-этажного офисного здания по адресу Ильинская, 4? Сейчас строится жилой дом на месте снесенного памятника деревянного зодчества на ул. Ильинская, 3. Его автор — великий архитектор, его критиковать нельзя. Но вопросы возникают не столько к автору, сколько к застройщику. Возводящийся дом расположен от объекта культурного наследия на Лермонтова, 6, на расстоянии 1 м, а от ОКН по ул. Тито, 5 на расстоянии 5 м. Причем по ­своему ­масштабу он отличается от них на порядок. 

Надо сказать, что это не первый проект на застройку этого места. Предыдущий отличался безупречным уважением к исторической среде, но грубо вторгался в памятник на Лермонтова, 6, так, что от него оставалась одна фасадная стена, за которой вырастало новое здание в 3 раза выше памятника. Не знаю, что в этой ситуации является меньшим злом. Одно радует: новый дом построен в историческую линию застройки, существующую еще с начала 18 в.

На фоне этих новостроек особенно цинично выглядят нападки на ресторан «Колчак», расположенный по адресу Тито, 2, кор. 1 (неужели номера для домов кончились — почему не присвоили № 4 по ул. Тито?) Это единственная новостройка, поддерживающая масштаб и стиль исторической среды. Ведь кроме основания города этот район связан с именем верховного правителя, резиденция которого находится поблизости.

Особо циничными выглядят надуманные упреки, что ресторан «Колчак» находится в охранной зоне памятников. Так и хочется спросить: вблизи каких памятников? Если речь идет о гимназии № 3 Хвориновой, входящей в комплекс зданий Диагностического центра, который весь числится под адресом ул. Ильинская, 9, то «вблизи» торчит офисный небоскреб на Ильинской, 4, а вблизи дома Тито, 5 находится строящийся высотный жилой дом на месте дома Ильинская, 3.

Вот уж воистину — ищут соринку в чужом глазу, а в своем бревна не видят! Первая мысль нормального человека — кто давал разрешение на строительство ­высотных новостроек… вплотную к ­памятникам? А если они памятникам не мешают, то как им может помешать ресторан, который стоит намного дальше? Или как в той басне: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

У меня такое впечатление, что наше министерство культуры какие-то пока не установленные господа хотят втянуть в грязную историю с рейдерскими целями.

Но вернемся к основанию Омска. Еще при подготовке к 300-летию я высказывал предложения обозначить объекты старой крепости. В том числе предлагал воссоздать фрагмент частокола Луговской слободы. Его можно воссоздать на пл. Бухгольца — от Иртышских ворот слободы и до ул. Ильинской, где он может служить оградой двора жилых домов. Далее на углу ул. Ленина и Тито можно воссоздать Сергиевские ворота Луговской слободы.

Кроме этого, ряд краеведов вносили еще одно принципиально предложение — восстановление Царских ворот на их историческом месте. Сейчас это сквер им. Врубеля в створе ул. Ильинской.

История этого места многослойна. В 1891 г. здесь встречали цесаревича Николая Романова. К его приезду была сооружена специальная триумфальная арка, простоявшая до 1917 г. После этого визита начался бурный рост города. Может, с ее восстановлением Омск снова ждет расцвет.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

6
11
(С? е.р. г. )е й .Ц . и/ м /б а л) ю. к)26.03.2019 07:57:05
Адрес пл. Бyхгольца, 1А -- НАCOCНАЯ KAНAЛИЗAЦИИ -- вот ИСТИННЫЙ символ Омска !!!
А что касается визита цесapевича Никoлaшки -- так НЕ он послужил началом бурного роста Oмска, а СТРОИТЕЛЬСТВО Транccибирской магистрали, по которой нapодишко МАССАМИ покатил в Cибирь ...
Нечего "стрелки переводить", замшeлый кoнсеpвaтор ...
5
5
(С? е.р. г. )е й .Ц . и/ м /б а л) ю. к)26.03.2019 08:07:44
"Если б меня попросили охарактеризовать Омск в нескольких словах, я бы сказал, что это чисто кaзённый город с 30 тысячами жителей, не замечательный ни в архитектурном, ни в каком-нибудь ином отношении, в котором самое большое здание - вoeнная школа, а самое живописное - пoлицeйский участок, где нет ни гaзет, ни пyбличной библиотеки, где половина населения ходит в мyндирах и занимается тем, что командует другой половиной …"
Aмеpикaнский жyрнaлист и пpeдпpиниматель Джopдж Кeннан, «Cибирь и ccылкa», 1891 г.
4
7
Так26.03.2019 10:23:51
В 1891 г. здесь встречали цесаревича Николая Романова. К его приезду была сооружена специальная триумфальная арка, простоявшая до 1917 г. После этого визита начался бурный рост города. Может, с ее восстановлением Омск снова ждет расцвет.

Источник: https://bk55.ru/news/article/147358/
после коронации этого ..."*@..*" Российская империя перестала существовать !
Учите историю объективно! Не позорьтесь, я Вас очень уважаю как борца за историю родного города !
6
0
Читаем между строк26.03.2019 10:38:51
к большому сожалению Омск развивается в угоду интересов разрозненных финансовых групп.Схема освоения земли понятна- админ ресурс,выжидание и после смены мэра/чиновника,прохождении сроков иск давности-перепродажи и освоение территории.Новостройки в Луговской слободе не исключение. Иногда эти групки грызутьсямежду собой. Одако единого подхода,поступательной модели в этом случае быть не может. Не так давно деп культуры отказалсяпроводить массовые мероприятия на аварийной набережной,рядом много лет закрытое здание аварийное экс поликлиника облздрава. Вот и получается пупок элитности в аварийном Омске
5
1
Юрий26.03.2019 11:04:53
У нашего города давно нет настоящих хозяев. Во всём мире бережно относятся к прошлому, сохраняют исторические места. Везде есть понятие "старый город", где запрещено строительство новоделов. Давно надо было принять решение о запрете высотного строительства в пределах исторической застройки. Что, у нас места мало?
5
0
Я26.03.2019 11:04:56
Ну надо полагать автор топит за Ремизовича? Т.е. если остальным можно, то пусть и его сарай стоит
8
2
126.03.2019 11:36:12
Ведь кроме основания города этот район связан с именем верховного правителя,

Источник: https://bk55.ru/news/article/147358/

так и не оправданного за военные преступления против собственного народа. Колчак не оправдан. Возведение памятников ему - символ НАПЛЕВАТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНУ.
5
0
хм...26.03.2019 11:38:52
Получается эта "БОРОДА" - бунтовщик, асоциальный элемент выступающий против Закона?
6
2
126.03.2019 11:55:07
Власть в лице Президента РФ В.В. Путина не реабилитировала Колчака и не раскрыла до сих пор всю информацию о его преступлениях. Даже то, что известно выглядит ЧУДОВИЩНО. Люди за деньги, способны на любые словесные "выкрутасы", но по факту - оправдание массового УБИЙСТВА собственного народа, даже задним числом не прокатывает, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕГО ПРОВОДЯТ служители церкви.
7
0
хм...26.03.2019 11:58:21
Торговля индульгенциями от имени церкви - давний бизнес. Само строительство церквей рассматривается КАК ИНДУЛЬГЕНЦИЯ за любые преступления. Однако, именно это и ПРИВОДИТ К МАССОВОМУ СНОСУ ЦЕРКВЕЙ, до фундаментов и построению на их месте бассейнов, что мы периодически и наблюдаем в истории.
4
0
Кот Баюн26.03.2019 12:29:52
Так здание-то самострой,которое не введено в эксплуатацию официально. Причем тут рейдерство? Хромую лошадь или Зимнюю вишню ждать?
4
5
Для 126.03.2019 12:36:21
А сколько собственного народа истребили коммунисты, вы не считали? сколько было сослано в Сибирь и умерло по дороге... в том числе и маленьких детей. Это никто не считал? Сколько своего народа истребили в период раскулачивания? 39-й год?
2
1
Минжуреныч26.03.2019 12:47:43
Коммунисты чужой народ резали в массе своей. У них национальность была с Ближнего востока. А рядовыми террористами были латыши и китайцы.
12
1
Аргента26.03.2019 13:26:18
Здание ресторана Колчак - апофеоз агрессивной безвкусицы с "кишками" труб на изнанке. Как его можно стрезва назвать "поддерживающим масштаб и стиль исторической среды"? Вот этот жуткий винегрет лепнины как из турецкого магазина??
Понятно, что вторжение в защитную зону ОКН аргумент нелепый, но он законный. Сам ресторан никто не внесет, увы.
12
2
Архитектор26.03.2019 13:43:12
Смутьян, наш уважаемый Борода. Постоянно "байками" нас кормит. И главное на его взгляд аргументированно. То цаски от непризнанной
испано-трущобной "толстушки" с сыночком получает и гордится, то изувер Колчак с любовницей ему сердцу мил. То Бухгольц, которого за деяния неприличные сослали в далекие- далеко и там он умер воспевает до небес. Лишь бы на хайпе, что ли. Вроде солидный мужик, но через-чур креативный, не хотел бы считать, что он чисто омский продукт из 90-х. А Маршал Брос Тито имеет большее отношение к омской земле, чем наскоком бывавший Бухгольц. И не лихом коняшке он вышел на берег!!! как пытался нам доказать Борода на Совете. Сказки ради сказок - не катит.
16
3
Омич26.03.2019 14:06:03
То что в 60-е - 70-е годы прошлого века изнахратили центр города, особенно историческую часть его это верно. Да не думало в тот период времени об истории города местное начальство у них другие были задачи.
3
0
ежкин кот26.03.2019 14:22:32
Непонятно ровно ничего. Закон о защитных зонах с 2015 года. Ресторан Колчак (без пристройки) выстроили намного раньше. Закон обратной силы не имеет. Одно дело, если строение вообще незаконно выросло как гриб. Другое дело если оно "недострой". Третье - если выстроено с нарушениями норм, это устранимо. Причем тут рейдерство, разве кто-то хочет ресторан забрать себе?
25
2
гость26.03.2019 16:29:27
Конечно много ранее настроили в исторической части города уничтожив добротные здания построенные в 19-м начале 20 века. Зачем построили две высотки - здание "Экономического комитета" и "Омскгражданпроекта", зачем построили "Омский трамплин" и ТЮЗ при этом снеся прекрасные здания архитектуры, всё это и другое было снесено и построены просто коробки в советские годы, но зачем сейчас "коверкать" исторический центр города, имею ввиду строить высотку на Ильинской. Не понимаю. Почему-то в других странах стараются исторические части городов сохранить, привести в порядок, у нас же ломают, разрушают но ничего лучшего что было построено в бытность Российской империи построить не могут.
5
0
126.03.2019 17:46:34
А сколько собственного народа истребили коммунисты, вы не считали?

Источник: https://bk55.ru/news/article/147358/

Нет, я не считал. У меня деда ТОЖЕ репрессировали. Сосед написал донос - тюрьма, штрафбат. 11 детей у него осталось. В войну питались так - на току в калоши зерна попадало, его вытряхивали дома и варили. ВЫЖИЛИ. Так что про репрессии знаем не понаслышке. Только чуть раньше его чуть Колчак не запорол - насмерть. Так что ВСЁ МЫ знаем - ИСТОРИЯ называется. А циферки у кого-нибудь есть?
15
3
.26.03.2019 19:14:07
Колчак никого не порол... он был интеллигентным человеком... а вот казаки действительно пороли и публично, за что надеюсь не надо объяснять... Жаль, что сейчас публично не порют...
4
0
Омич27.03.2019 03:51:51
Коновалов явно не брезгует ни какими гонорарами. Любую безвкусицу или произвол готов оправдывать и защищать.
2
5
мдааа...27.03.2019 07:18:06
Колчак никого не порол... он был интеллигентным человеком... а вот казаки действительно пороли и публично, за что надеюсь не надо объяснять... Жаль, что сейчас публично не порют...

Источник: https://bk55.ru/news/article/147358/?rnd=0.14151235330900835#comment808004

Казаки пороли тех, кто пытался отстоять своё имущество. Однако, обиды на них нет, всех кто это делал порешили. ВМЕСТЕ С КОЛЧАКОМ, который интеллигентно отдавал приказы о репрессиях.
0
0
127.03.2019 08:50:35
а вот казаки действительно пороли и публично,

Источник: https://bk55.ru/news/article/147358/?rnd=0.2522011029031954#comment808186

...дед у меня в завязке был после первой мировой - убивать надоело ...родня была большая - долго собиралась ...запороть не дали ... как только руки освободились - лютым стал, "аки зверь" ... никто не ушёл - от уха до уха либо дырка в башке... ПЕРВЫМ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СТАЛ - выбрали единогласно!
6
0
Котэ18.04.2019 12:19:17
Немного истории -1628 год, 7 апреля. Тарские воеводы Юрий Шаховский и Михаил Кайсаров направили царю, великому князю Михаилу Федоровичу челобитную с просьбой о возведении острога на реке Иртыш, где в него впадает Омь.
31 августа того же года- Издан Указ царя Михаила Федоровича тобольским воеводам А. Трубецкому и И. Волынскому о необходимости устройства острога в устье реки Оми.
Бухгольц высадился в устье Оми по причине неумелой дипломатической и военно-оборонительной деятельности, приведшей к гибели большей части экспедиционного корпуса и "помощи" тогдашнего правителя Сибири Гагарина.Так что, если по честному-Бухгольц фигура хоть и историческая, но для Омска, по большому счету-проходящая. Строил первую, нормальную, Омскую крепость майор Аксаков.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru