Директор омской гимназии № 26, председатель Общественного совета при региональном министерстве образования порассуждала о причинах такого явления, как буллинг, и о том, как обезопасить своего ребенка.
Проблема детской жестокости существовала всегда. Всегда одни школьники самоутверждались за счет успехов в учебе, спортивных достижений, побед в конкурсах, олимпиад. Но не секрет, что есть дети, которые не отличаются выдающимися интеллектуальными и другими способностями. Они пытаются самоутверждаться за счет других.
Жестокость может проявляться и психологически, и физически. Физическое насилие одного ребенка над другим может быть оперативно замечено и остановлено взрослыми. Что касается психологического насилия, здесь многое зависит от педагогического коллектива, от уровня компетентности педагогов, от их наблюдательности, чуткости, внимания, заботы о воспитанниках, и от руководства образовательного учреждения.
В последнее десятилетие проблема обостряется в связи с научно-техническим прогрессом. Развитие интернета, соцсетей позволяет анонимно и безнаказанно влиять на другого человека. Это может реализовываться, к примеру, в форме распространения порочащих слухов, создания каких-то снимков… Сейчас подростки много времени уделяют соцсетям.
Кроме того, не надо забывать, в какой агрессивной медиасреде мы живем. Это все происходит не без участия кино, YouTube и др. Дети как будто впитывают все это, моментально реагируют. Все происходит напоказ, детьми движет желание выделиться, заявить о себе, причем не всегда положительно.
Думаю, что задача каждого взрослого — я говорю о родителях — контролировать, с кем общается ребенок, следить за содержанием этого общения. Возле каждого ребенка не поставишь инспектора, психолога, социального педагога. Должен сработать внутренний домашний контроль. Не надо копаться в вещах ребенка, вмешиваться в его внутреннюю жизнь. Но нужно знать, чем он живет, с кем общается, каковы его интересы, что он чувствует, что переживает. Только родительское участие и забота могут спасти ребенка, защитить от беды.