Заместитель генерального директора по развитию ОАО «Омский аэропорт» порассуждал о перспективах открытия новых рейсов из Омска.
Мы расположены в географически сложном регионе из-за высокой конкуренции городов, которые находятся вокруг нас и стремительно развиваются. В частности, это Новосибирск и Екатеринбург. Авиакомпании тяготеют к этим двум центрам.
Но перевозчики перестали скептически относиться к Омску и не воспринимают его как «темную лошадку». Они готовы с нами разговаривать, в том числе потому, что существуют государственные программы развития региональных перевозок, если мы говорим про перелеты внутри страны. Сейчас они как раз оценивают новые направления.
Та же самая компания «Победа»: я понимаю, что она бюджетная, но зато это дешево. Относительно дешево. Она прирастает парком, и они активно ищут направления. С этим перевозчиком легко разговаривать. Это не значит, что они полетят в тот город, в который мы скажем — они должны почувствовать спрос со стороны пассажиров. В целом, на переговоры идут охотно.
Есть сложности, связанные с тем, что для авиакомпании новое направление — это риск. Какие-то компании вообще не склонны к риску, какие-то готовы немного рискнуть на какое-то время.
В частности, тот самый рейс в Китай, об открытии которого мы ведем переговоры. Они готовы рассматривать введение рейса, но разговор должен вестись на основании каких-то цифр, статистики. Хуже всего будет, если перевозчик поставит 10 рейсов с частотой 2-3 полета в неделю, полетает какое-то время себе в убыток… Компания это переживет, но потом это станет известно всему рынку. Больше никто на это направление не встанет. Поэтому нет права ошибаться.
Но уже хорошо, что они готовы об этом разговаривать, готовы летать, и не только потому, что это развитие региональных перевозок. Просто все понимают, что это дешевле, что это увеличит подвижность пассажиров. Лететь, к примеру, из Омска до Иркутска через Москву — это абсурд, конечно, это дороже, чем напрямую в Иркутск.
Сегодня я лечу в Красноярск, чтобы вести переговоры с авиакомпанией. Обратно мне придется возвращаться поездом. Я лично почувствовал на себе нехватку авиаперелетов достаточной частоты между Омском и Красноярском.
Новые направления заполняются не сразу. Конечно, «Победа» полетела из Омска в Москву сразу же с почти стопроцентной заполненностью — 187 пассажиров на 189 кресел. Но это Москва, большое количество транзитных пересадок, известный авиаперевозчик. Совсем же новые рейсы «раскатываются» около года. Нужна информационная поддержка и субсидии, которые рассчитаны на то, чтобы помочь компаниям продержаться этот год. К примеру, пройдет четыре месяца, когда жители узнают, что можно напрямую улететь в тот или иной город. Еще четыре месяца люди будут думать, зачем им туда лететь. Без субсидирования будет тяжело. Оно запланировано и на следующий год, очень хорошо работает областное субсидирование совместно с федеральным.
Пассажиру, конечно, интересно улететь дешево, а во-вторых — в принципе улететь. А для этого рейс должен существовать, и это решение перевозчика, а не пассажира. А «Омский аэропорт» выступает в роли посредника между ними.