Сегодня, 26 февраля, министр экологии и природных ресурсов Николай Лебедев отметил на пресс-конференции, что министерство не ставит перед собой цели штрафовать нарушителей экологического законодательства. Необходимо сделать так, чтобы «неотвратимость наказания» была «устрашающим» фактором, но сумма штрафов за выбросы несоизмеримо мала, причем, напомним, она установлена на федеральном уровне и на региональном коррекции не поддается.
- Штрафы за выбросы сопоставимы со штрафами за превышение скорости, и в таком виде они, конечно, неактуальны, - заявил министр Лебедев.
Напомним, в прошлом году чиновник называл суммы мизерных штрафов за выбросы и отходы. Так, за выброс одной тонны аммиака предприятие должно заплатить всего 52 рубля, за выброс такого же количества неэтилированного бензина — всего один рубль тридцать копеек. Штраф за тонну мусора, выброшенного в неположенном месте, составляет 40 копеек.
- Мы обращаемся к нашим депутатам с просьбой о подготовке законопроектов, ужесточающих административную ответственность для субъектов предпринимательства в экологической сфере, но, с моей точки зрения, гораздо эффективнее предписание об устранении нарушений, которое выдается после проверки предприятия в случае подозрения на выбросы. При этом после неисполнения требований предписания мы, Росприроднадзор или иное ведомство вправе через суд приостановить деятельность предприятия, - пояснил свою позицию Лебедев.
Что же касается выпадения химического снега, министр отметил, что предприятие, осуществившее выброс - ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» - контролируется федеральными структурами, так как является крупным промышленным объектом. По словам чиновника, вопрос об оповещении и разъяснении омичам происхождения осадков в компетенции Роспотребнадзора, но не минэкологии, у которого крайне «ограниченные полномочия».
Лебедев также прокомментировал скандальный судебный процесс между «Омсктехуглеродом» и Росприроднадзором.
- Мы в любом случае не можем давать официальный комментарий и пояснение, пока на 100% не будем уверены в источнике выброса. Вы же видите, к чему привело даже простое предположение Роспотребнадзора, который в пресс-релизе назвал в качестве возможных источников химического снега и ТЭЦ-5, и «Омсктехуглерод» - к миллиардному судебному иску, - отметил министр.
Ирина Акишева