Бывшего губернатора Омской области обвинили в желании «замолить грехи».
В этим минуты на площадке РЦСО проходят общественные слушания по проекту восстановления Ильинского собора.
Главным действующим лицом на нем, как оказалось, выступает все тот же Леонид Полежаев, уже не первый год лоббирующий культовые сооружения с поста главы фонда «Возрождение».
Если Свято-Ильинский собор не считать духовным наследием, то что считать духовным наследием?!
Из зала раздался главный контраргумент:
Памятник Ленину! И разрушенную промышленность!
Аудитория явно разделена на две прослойки. Одни кричат, что городу нужны новые школы, метро, рабочие места и прочее, а не храмы. А другие говорят, что чем больше храмов, тем выше уровень нравственности в городе.
Однако Полежаева оказалось так просто не сломить:
Воскресенский собор это памятник?
Это новодел! — был ему ответ выкриком из зала.
Модератор подавить дискуссии, переходящие в ор, не может. Не помогает даже аргумент, что площадка — не студия скандального телешоу.
Я вам должен сказать, дорогие мои, вы не первые и не последние жители города Омска, и давайте исходить все-таки из позиции того взгляда, который определяет всю историю нашего города, историю всех поколений, их образ жизни и образ мысли, их морально-духовное состояние. Мы потомки создателей.
Противники храма терпеть такого «взгляда сверху» не стали и наградили бывшего главу региона следующими характеристиками:
Вы грехи замаливаете! А вы какое наследие оставили после себя?!
Полежаев упомянул о проектах из области культуры — реализованных и не только, — подразумевая, что Ильинская церковь как минимум не менее ценна. А то и куда более значима:
Мы возрождаем старую крепость, мы вложили в нее сотни миллионов рублей, мы собираемся ставить памятник Бухгольцу и еще пойдем на какие-то затраты.
Не преминул он высказаться и о моральном облике поколения:
Мы стали путать многие вещи! Если говорить о воспитательной функции этих процессов, то ничто не воспитывает так людей, как бережное отношение к своему прошлому. И если мы это прошлое топчем, если мы его забываем, если мы ничего не помним, то вряд ли будет молодому поколению дано воспитание соответствующее.
И не снизится миграция молодежи, если вместо этого памятника не будет создано ничего.
Наконец, пытаясь убедить омичей дать добро своему детищу, он объяснил некоторые экономические аспекты проекта:
Собор планируется создавать на средства из пожертвований граждан. И не только города Омска. Собрана почти половина суммы.
Когда мы запрещаем что-то, мы не консолидируем, мы разделяем общество. Поверьте, никому не дано право — ни чиновнику, ни какому духовному лицу пренебрегать историей своего города. В том числе и Общественной палате Омской области!
Ни один человек, который принимал решения по сносу этих храмов, не кончил хорошо. В том числе и люди, принимавшие решения по Свято-Ильинскому собору. Но мы не судьи — время судья. Не мы сделаем, придут следующие поколения.