Дом коменданта Омской крепости Де Граве
200-летний юбилей Великого писателя всё ближе. Нельзя сказать, что для подготовки к нему ничего не делается, но дела все какие-то мелкие. Подготовкой занимаются чиновники и делают то, что умеют — создали «Оргкомитет по подготовке празднования 200-летия Ф. М. Достоевского» и ждут поступления средств, чтобы их осваивать.
Правда, и объекты к юбилею планируются, но как-то удивительно. Вместо обещанных музею Достоевского дополнительных площадей в строящемся рядом с ним апарт-отеле решили построить в Выставочном сквере (на месте бывшего крепостного платца) музейные павильоны. Эта идея возникла потому, что к юбилею Достоевского апарт-отель не достроят, а обещанные площади нужны к юбилею.
Возникает вопрос: а зачем строить новые объекты, противоречащие исторической планировке крепости, если в самой крепости и за её пределами есть множество исторических объектов, связанных с именем Достоевского? Но ими нужно заниматься, а работать чиновники не умеют. Они любят только приказывать, проверять, утверждать, согласовывать.
Например, рядом с Комендантским домом, в котором размещается музей Достоевского, стоит дом Генерал-инженера (ул. Победы, 5). Он сохранился в сильно перестроенном виде. Часть дома утрачена, часть пустует. Достоевский имеет к нему самое прямое отношение — он работал здесь несколько месяцев в «Омской инженерной канцелярии». Так не лучше ли вместо надуманных павильонов восстановить в историческом виде дома Генерал-инженера? Затраты соизмеримые, площади тоже.
дом Генерал-инженера (ул. Победы, 5)
Далее, в крепости «отреставрировано» здание инженерной мастерской, где Достоевского заковывали в кандалы и расковывали, где он крутил токарный станок. Но там нет и намёка на историческую экспозицию, она там даже не планируется.
Инженерная мастерская
Зато там есть потолки «Армстронг», керамогранит, пластиковые окна — совсем как во времена Достоевского.
И, наконец, Острог — место, где он жил все годы каторги, тот самый «Мёртвый дом», где он сформировался как мыслитель-философ, как психолог, где зародились замыслы его будущих произведений. Чтобы понять творчество Достоевского, нужно прочувствовать атмосферу острога. В современной городской планировке есть возможность воссоздать его фрагмент. Мы на общественных началах разработали проект воссоздания силами студентов строительного колледжа. Они же создали макет этого фрагмента острога, который выставлен сейчас в Музее просвещения в Воскресенском соборе.
Но со стороны чиновников сначала было жёсткое противодействие нашим планам, а теперь глухое молчание или отписки в духе «нас это не касается».
Пойдём дальше, в военный госпиталь. За годы каторги Достоевский там частенько «лечился». У крепостного начальства была единственная легальная возможность для протекции Достоевскому — это отправка его в госпиталь. Именно там он имел возможность писать, хотя делал это нелегально (арестантам запрещалось давать чернила и бумагу). В госпитале сохранился целый ряд построек, в которых бывал Достоевский, в том числе зимние и летние арестантские палаты. Но об их реставрации и организации там экспозиции речи также не идёт. Хотя помещения пустуют и ветшают. Более того, министерство обороны мечтает от них избавиться. Их хотят продать вместе с землёй. Но покупателей будет интересовать только земля. И у них не будет никаких препятствий для снова построек, в которых жил Достоевский, потому что они не стоят на охране, как объекты культурного наследия.
Военный госпиталь, «дом главного лекаря»
В списке памятников ещё с советских времён есть расплывчатая формулировка: «Историческая часть военного госпиталя, в котором бывал Достоевский». Но что конкретно при этом охраняется, никто не знает. Мы обратились с запросом в минкульт, и они предложили нам самим, на общественных началах разработать предмет охраны. По требованиям самого же минкульта это должна быть объемная научно-историческая и проектная работа. Сделать её на общественных началах — большой труд. Но средства на неё они выделять не хотят.
У меня возникает пессимистический прогноз, что все места в Омске, реально связанные с пребыванием Достоевского, к его юбилею доломают, а вместо них возведут новые павильоны и в них проведут конференцию, так удобнее осваивать средства.
Единственным положительным событием во всей этой истории является реставрация комендантского дома, в котором размещается музей Достоевского. Хотя в этом доме он бывал только раз в жизни в гостях у коменданта де Граве, уже возвращаясь из ссылки в Петербург.
Дом коменданта Омской крепости Де Граве
На этот год работы в доме коменданта крепости Де Граве проводились только снаружи, поэтому экспозиция — это отдельная тема. Но внешне дом максимально приближен к первоначальному виду, не считая утраченных объемов. Наконец восстановлен декор фасадов, утраченный ровно 40 лет назад при реконструкции 1979 года. Это профилированный карниз, архитрав, капители и базы пилястр, портал исторического входа.
Но вместе с тем проделано много скрытых работ — укреплён грунт под фундаментом, усилен фундамент, стянуты трещины в стенах, выполнена гидроизоляция, переложены участки стен. Изюминкой стала стилизация крылец.
Хоть один объект уже готов к юбилею Достоевского.
Игорь Коновалов