Поводом для подачи в Европейский суд по правам человека иска «Новой газеты» против Российской Федерации стал скандал, разгоревшийся после выхода в свет в конце ноября 2006 года статьи Георгия Бородянского «Кредиты выдали под лица».
Речь в статье шла о возможной причастности владеющего рядом крупных активов в Омской области казахского бизнесмена Ромина Мадинова к хищению кредитов Сбербанка на пять миллиардов рублей. Тогдашнему главе региона Леониду Полежаеву не понравилось утверждение автора, что «немыслимо в наших широтах так преуспеть без благоволения губернатора, который более 20 лет проработал в Казахстане на руководящих постах». Полежаев подал иск о защите чести и достоинства на полмиллиона рублей. В января 2007 года Куйбышевский райсуд Омска его удовлетворил частично - с Георгия Бородянского решили взыскать 60 тысяч. В июне того же года облсуд, рассмотрев кассационную жалобу издания, оставил это решение в силе. Тогда-то «Новая газета» и решила пожаловаться в Страсбург.
Георгий Бородянский поделился с БК55 своим мнением о вердикте ЕСПЧ:
- Хочу обратить внимание, что Полежаев оспаривал только одну фразу - о том, что немыслимо в наших широтах так преуспеть без его покровительства. Он не спорил, например, с фактом, что из Омской области было выведено 5 миллиардов. Нет, ему не понравилось мое оценочное суждение. Причем, что показательно, вполне совпадающее с логикой самого Полежаева, который, например, в 2003-м заявил: «Эти выборы я бы выиграл и у Господа Бога». Он же фактически говорил о той же своей абсолютной власти.
Касательно сегодняшнего решения ЕСПЧ... По-моему, для СМИ закрывается окно в Европу, Страсбургский суд этим своим решением фактически поддерживает введение цензуры. Ведь де-факто сам иск Полежаева к «Новой» на 500 тысяч рублей - попытка давления на СМИ. Увы, европейские суды сейчас мало отличаются от наших. Более того, сейчас даже некоторые омские суды уже принимают, я бы так сказал, неожиданные решения. Посмотрите, как Октябрьский райсуд отказал Полежаеву, требовавшему, кстати, те же полмиллиона с Валентина Кузнецова. А ведь правозащитник обвинял губернатора в более страшных вещах, чем просто лоббирование интересов какого-то бизнесмена - заявлял, что тому «место на скамье подсудимых за развал промышленности и сельского хозяйства и экономический геноцид населения Омской области».
Данный вердикт Страсбургского суда я, в принципе, могу объяснить только тем, что российские власти стали больше влиять на его решения. И в этом случае явно подсуетились. По моему мнению, были подключены серьезные ресурсы. Не исключаю, что Полежаеву помог Абрамович. Кстати, российские власти давят не только на Страсбург - возможно, и самому Абрамовичу помогли в его тяжбе с Березовским в Лондонском суде.
Олег Ледянский, Наталья Николаева