Пока что в нашем регионе с этим «мутно».
Сегодня в ОмГТУ, ставшем одной из площадок подготовки кадров для реализации нацпроекта «Цифровая экономика», состоялась грандиозная презентация работ обучавшихся по программе «Управление, основанное на данных — CDO в органах власти» управленцев разного уровня. Вовлечены в него оказались сотрудники властных структур разных уровней как из областного правительства, так и из горадминистрации.
Открыв мероприятие, ректор ВУЗа Анатолий Косых заметил, что на пути к проектам статусные ученики могли столкнуться с десятком трудностей, в том числе скепсисом своих коллег. Тем не менее, отличным доказательством действенности площадки стало бы практическое применение их проектов на местах или даже на федеральном уровне.
«Все у нас в министерствах интересуются, беспокоятся, как проходит работа. Чтоб и вы тут не зря у нас побывали… Ряд работ можно было бы внедрить в регионе. На вас все эксперименты проводятся, в том числе и кадровые», — обозначил глава альма-матер омских «технарей».
Рассудить, насколько преуспели статусные ученики, предоставили главе минпрома Андрею Посаженникову, его заму Максиму Сушкову, замглавы минобра Елене Корчагиной.
Отметим, для того, чтобы стать одной из основных площадок для реализации регионального проекта по подготовке кадров для формирования «экономики будущего» ВУЗ выиграл специализированный конкурс от Агентства стратегических инициатив.
На суд взыскательной публики представили 17 проектов по таким направлениям, как «Управление поставками сельхозпродукции», «Управление дорожным движением», а также транспортом, трудовыми ресурсами, общественным мнением и многим другим. Объединившись в команды, специалисты разных отраслей анализировали в том числе программы поддержки малого и среднего бизнеса, промышленного потенциала региона, научно-образовательного потенциала региона.
Практически в каждом случае камнем преткновения для управленцев разных уровней и ветвей власти были затруднения в межведомственной координации. Собственно, именно это чаще всего и порождает очереди, формирование «километровых» бумажных отчетов и другую бюрократическую волокиту.
Так, команда, предлагавшая рекомендации коллегам, в чьем распоряжении находится система общественного транспорта, отметила, что всеохватность в анализе данных при формировании маршрутной сети сейчас невозможна. В помощь своим коллегам, выпускающим на городские улицы несколько сотен автобусов, троллейбусов и маршруток разной вместимости, они предложили единое пространство с данными.
«На наш взгляд, решением проблемы могла бы стать единая система управления транспорта, которая позволит создать единое информационное пространство, а значит объективно, оперативно и достаточно дешево принимать управленческие решения, которые приведут к эффективному функционированию транспортной системы», — подытожила представитель команды.
Собственно, для этого, по мнению готовивших проект специалистов, необходимо собрать в одном месте для оперативного использования данные по промежуткам наибольшей востребованности того или иного маршрута, пассажиропотоку, себестоимости перевозки для каждого из видов транспорта по вместимости. На данный момент такого «чуда» в распоряжении того же дептранса нет. Правда, по замечанию главы минпрома Андрея Посаженникова, ведомство мэрии в настоящий момент все-таки взялось за разработку подобных инструментов. Дабы не тыкать пальцем в небо.
При управлении поставками сельхозпродукции сложность пока также заключается в циркуляции данных между самими поставщиками и минэкономики, которые могли бы в случае отладки единой цифровой базы предупреждать получивших матпомощь фермеров об упущениях в финансовой сфере, таких как необходимость возврата части суммы или слишком интенсивное их растрачивание. Однако встал вопрос, кто станет основным заказчиком нововведения, ведь платить за, в сущности, допконтроль бизнесменам-аграриям вряд ли захочется.
«Зачем производителям открывать свои данные, если они сами понимают свои показатели?» — поинтересовались члены своеобразной приемной комиссии.
Ответ был дан лишь в формате «предупрежден — значит, вооружен».
Единого хранилища данных на основе облачных технологий, по мнению членов профильной команды из управленцев, не хватает и при управлении омскими учебными заведениями, коих в нашем регионе в общей сложности 725. Повысить эффективность было предложено в общей сложности по 12 параметрам, включая безопасность хозяйственной деятельности и иным. Каждый из них получит воплощение в так называемой тепловой карте, которая поможет визуализировать проблему. Пугающий красный цвет при кризисных ситуациях определенно заставит руководство наверху задуматься.
К услугам управленцев, отвечающих за поддержку среднего и малого бизнеса, было предложено web-приложение для более «вдумчивой» работы с клиентами. Механизм, при котором приходится перепроверять тучные кипы документов, себя зачастую не оправдывает — то и дело ФАС и иные контролеры говорит о нарушениях в пользу кого-то из заявителей.
«Существует перечень организаций, где предоставляют данные по запросу. Мы исключаем задвоение, а также возможность предоставления тем, кто уже не имеет права. Например, мы в середине ноября выдаем поддержку, а потом по ЕГРЮЛ у нас оказывается, что организация ликвидирована за неделю до того», — описал проблему «капитан» команды, занимавшейся этим вопросом.
«Бездушная» машина, в свою очередь, будет благосклонна к тем, кто проявляет себя как добросовестный получатель поддержки. Остальное уже дело техники.
По сути, эти потенциальные нововведения стали самыми спорными:
«Людей, которые проверяют документы, уволят. Но главное — не посадят!» — подытожили в жюри.
Споры возникли и при поднятии проблем мониторинга обеспеченности населения современными цифровыми услугами. По одним данным, речь идет лишь о менее 1 процента территории, не покрытой сетями коммуникаций. Однако проблема все еще налицо. Вектор решений, который в массы транслировал глава завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» Олег Рой, остановился на отладке периодичности выгрузки разрозненных нынче данных.
Однако возник закономерный вопрос — кто из операторов связи будет предоставлять свои коммерческие данные? Решение совокупными усилиями презентующих и членов жюри было найдено — нужно выходить на ГЛОНАСС и ему подобные структуры.
Очень долго собирались с духом представители команды, поднаторевшей в управлении дорожным движением. Сосредоточились в своем проекте они на вещах крайне серьезных: детском травматизме и, соответственно, идентификации опасных с точки зрения передвижения детей зон. Правда, прорыва в этой области пока представлено не было. Ибо проблема вновь упиралась во взаимодействие профильных в таком случае структур. Данные УМВД предложено было «скрестить» с дислокацией образовательных организаций.
Таким образом, будущие кадры строительства в регионе цифровой экономики вскрыли не один нарыв на практической несостоятельности властей Омска и области при работе с достижениями 21 столетия.
Евгений Куприенко