Новости. Омск

Ирина Стуканёва: «Боюсь, не было бы как в Воркуте: пустующие дома с выбитыми стеклами»

Фото: А. Катаев

Главный архитектор ИТП «Град» рассказала БК55 про новый генплан.

Она считает, что Омск не должен «расти ввысь», «но жить человеку лучше и здоровее ближе к земле». Напомним, именно «Град» сейчас продолжает работу над новым главным градостроительным документом.

— Какие изменения ваш институт вносил в действующий генплан?

— Генплан был утвержден в 2007 году, и изменения вносились и до нас, но они касались трансформации небольших по обновлению трассировок инженерных сетей или появления территорий инженерных сооружений. Что касается территории города, какие решения были приняты в 2007 году, я их не вижу на сегодняшний день в генеральном плане. В целом он выполнен на высоком профессиональном уровне, однако с тех пор появились изменения в законодательстве. И генплан, утвержденный в 2007 году, претерпел изменения. Сейчас необходимо, чтобы генплан был не картинкой, а электронной схемой знания о городе.

— Что оказалось невыполнимым в действующем генплане?

— Труднее всего даётся план сноса существующего жилья под новое. Инвесторы, естественно, больше заинтересованы в свободных участках, поэтому у нас активно застраиваются «Кузьминки», Левый берег, микрорайон «Прибрежный». Генеральным планом заложена глобальная трансформация территорий улиц Северных и Линий под многоэтажную застройку. Но неясно, как это будет осуществляться: жилье строится за средства инвестиций, а не за государственные. Жизнь показала, что это не так просто. Отдельные территории удается выкупать и перестраивать, но в целом, как и во всей стране, — это глобальная проблема. Как пример, частный сектор на Северных до сих пор реально существует, хотя в плане давно нарисованы многоэтажки, то же самое можно сказать и о жилье в районе аэропорта «Центральный». По генплану и по документам аэропорта уже давно нет, хотя мы видим его все там же и не знаем, когда он будет вынесен за черту города. А пока федеральный объект будет на месте, задача городского генплана не может решиться.

— Запрещая строительство зданий выше девяти этажей, понимаете ли Вы, с каким сопротивлением строителей столкнётесь?

— В данном вопросе я согласна с мнением мирового сообщества о том, что жить выше девятого этажа для человеческого организма вредно. Есть пример в российской практике, когда города ограничивают себя в этажности. Надеюсь, что и Омск войдет в их число. Однако на данный момент этажность ограничена только в центре города с учетом посадочной линии самолетов. Если аэропорт будет наконец-то вынесен за черту города, то встанет вопрос обсуждения этой темы. Говоря об архитектурных изменениях Омска, нужно сказать, что разумнее всего высотными строить офисные здания, как и во всех цивилизованных странах. Но жить человеку лучше и здоровее ближе к земле. Думаю, что высотные жилые дома для Омска не актуальны. Тем более, что за последние годы наблюдается большой отток населения из нашего города. Боюсь, не было бы как в Воркуте: пустующие дома и школы с выбитыми стеклами. Поэтому не лучше ли сохранить и благоустроить то, что есть?

— Каким образом в новом генплане можно добиться не только сохранения нынешних парков и скверов, но и появления хотя бы где-то — новых?

— Парки есть и в действующем генплане, но в новом будет предложено их гораздо больше: в Омске есть географические преимущества — город находится между двумя реками с их пойменными берегами. Располагать вдоль них парки — самое разумное решение. Остается только расчистить их от мусора, благоустроить и сделать линейными парками, как, например, в Москве. В таких парках и отдыхать хорошо, и можно заняться спортом. Мы хотим за парками закрепить прибрежную зону левого и правого берега. Сейчас мы боремся за изменения в прежнем генплане, где предусматривалось пустить городскую магистраль вдоль Иртыша от моста 60-лет ВЛКСМ до Ленинградского. На наш взгляд, нельзя закрывать магистралью подход к воде, ведь там и пляж, и речной вокзал. Надеемся на то, что удастся обосновать приоритет зоны отдыха.

— Уже прошла серия обсуждений нового генплана. Как Вы их оцениваете, какова реакция людей, каков общий тон?

На обсуждении генплана в Городском пресс-клубе. Фото автора.

— Омичи охотно приходят на встречи, в них приняли участие более тысячи человек. Есть и наиболее активные горожане, которым небезразлично, как будет выглядеть Омск. Планируем такую работу вести по округам, приглашать на встречи различные категории граждан, в том числе бизнесменов, журналистов, студентов и других. Думаю, что в дальнейшем такие встречи будут более масштабными.

— Насколько вообще тяжело шла и идёт работа над генпланом?

— Работа только началась, сейчас мы занимаемся сбором исходных данных. Сложности, конечно, есть, но пока они технические, а не глобальные.

— Когда пройдут полномасштабные публичные слушания документа?

— Они начнутся весной. Одновременно все будет согласовываться с федеральными, региональными и местными органами власти. После этого начнем корректировать правила землепользования и застройки. Работа предстоит интенсивная.

— Вы были свидетелем того, как проходил проект «Город решает». Что можете сказать о нём? Показатель ли это того, что людям действительно не всё равно, каким будет город?

— Мне нравится, как работает этот проект, какие приглашаются эксперты, какие освещаются проблемы. Всё организовано на высоком уровне. Нам бы побольше таких общественных проектов, как «Город решает». Интерес к городу всегда есть у его жителей, проблема зачастую в отсутствии информации. Проработав первый месяц, мы поняли, что необходимо плотнее сотрудничать с администрациями округов, на их площадках проводить встречи. Важно поговорить со всеми, когда решения ещё не приняты.

— По заявлению социолога, в Омске формируются в полном смысле гетто. В силах ли генплана и его разработчика это как-то переломить? Или всё же это вопрос экономики, а не урбанистики и архитектуры?

— Гетто — это районы, где низкое качество строительства, где дома можно купить дешево, где низкий показатель обеспеченности. На мой взгляд, это можно решить, если и там создать нормальные условия для проживания: разбить парки, осветить улицы, поставить спортивные тренажёры, заинтересовать коммерсантов, открыть кофейни и т. д. Мировая практика показывает, как такие неблагоприятные районы могут преобразиться. В пример можно привести Тюмень. Там начали с того, что создали «островки безопасности», поставили освещенные остановки транспорта, оснащенные «тревожными кнопками» и прочее. Все возможно, только нужны усилия и средства.

— Своё мнение о частном секторе в центре Омска Вы уже высказывали другим изданиям, но, тем не менее, можно ли сказать ещё раз: что с ним делать и изменит ли как-то его ситуацию новый генплан?

— Еще раз подтвержу своё мнение о том, что каждый человек мечтает жить в своем доме, хотя бы на небольшом клочке земли, где можно и вырастить что-то, и машину поставить. Многие города гордятся тихими и спокойными улочками. Просто частный сектор нужно благоустроить, и на это у нас есть потенциал. Другое дело, если в каких-то районах предстоит расширить магистраль или провести ливневую канализацию, то есть возникает необходимость. Как показали предварительные оценки, большой нужды в сносе частных домов нет. Есть другая проблема. Многие дома, построенные в 40–50-е годы, нуждаются в реновации, то есть как целые районы переселять из ветхого жилья в новое (городок Нефтяников, Чкаловский поселок и другие) — вопрос посложнее.

— Заявлялось, что генплан во многом зависит от возможного нового аэропорта «Фёдоровка»? Что скажете насчет этого?

— Данный вопрос решает не генплан, а определяет федерация. Это может быть и Фёдоровка, а может быть что-то другое. Если аэропорт будет перенесен из Омска, то у нас уйдут ограничения по этажности и откроется возможность для строительства и объединения старого и нового Кировска… Сейчас они разделены аэропортом. Эти территории нужно будет объединить и создать что-то необыкновенное. Жилья там много не нужно, переселения глобального не предполагается. Может появится «Омск-сити» — многоэтажный офисный комплекс. А может, там будет омский «Диснейленд». Фантазия уносит… но уже сформирована транспортная связь, и поэтому упомянутая территория является перспективным местом. Вокруг Парка Победы не предполагается плотная застройка, так как в данном месте нужна вентиляция воздуха. Сейчас такую функцию выполняет территория аэропорта — большое просторное поле способствует нужной продуваемости. В будущем хорошо бы это пространство поднять или озеленить, но не застраивать.

— Входит ли в новый генплан строительство новых мостов через Иртыш и Омь?

— Пока сказать трудно, идут подсчеты. Если возникнет необходимость в них, то будем предлагать.

— Понятно, что через Иртыш менее реально, но вот мост через Омь уже планировался в районе НПО «Мир», он соединил бы Чкаловский и Амурский поселки. Возможно ли это?

— Если там будет интенсивный транспортный поток, то да. Сейчас ведутся наблюдения и подсчеты, достаточное ли количество транспорта проходит, потом будет решаться вопрос о целесообразности строительства моста. Пока трудно сказать.

— И уже не совсем про генплан: как говорят, раньше Вы всегда делали различные проекты для других городов, но не для Омска. Как считаете, почему так получалось?

— В других городах мы выигрывали тендеры. Во-первых, в 2007 году всем строительством занимался «Омскгражданпроект», являясь своего рода монополистом, и за 12 лет не было никаких конкурсов. Нам в Омске не удавалось победить, а в других городах легче было работать с заказчиками, да и здесь было тогда сложнее собрать информацию.

Анна Пацула 

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

8
14
dmitriy17.12.2019 15:01:51
девушка вроде не глупая --- и говорит все правильно ---- и наверно сделают хороший план с картинками --- вот только настораживает то --- что как-то обходят стороной главное --- что подобный проект должен опираться на ясную политическую и экономическую стратегию --- муниципальную --- региональную --- и федеральную ---- а таковых нет ---- )))
16
0
12417.12.2019 18:44:15
Верно, но... зачем соединять Старый Кировск с новым? Получится огромный округ, колбасой вытянувшийся вдоль Иртыша. На правом берегу - Советский округ, часть Центрального, часть Ленинского - а на левом один Кировский. Разделение Кировска естественное, это железнодорожная насыпь. Если Кировск вырастет, разумнее его административно разделить на Кировск и Куломзино.
От парка Победы до жд-моста вообще застраивать нельзя, а вот район аэропорта для парка наоборот не подходит. Для аэропорта была выбрана очень ровная прочная площадка, за 90 лет утрамбованная дофига. И от Иртыша далеко. Но думаю, еще долго аэропорт будет нас радовать местоположением.
И еще. Если жилые высотки нездоровые и нежелательные, то высокие офисники тем более не нужны. Им нужно парковок целое поле. А вот мосты нужны даже без подсчета транспортного потока. Людям-то удобнее ходить?
Кстати, вот по метромосту перейти на другой берег - поседеешь. Пешеходы в системе моста вообще не существуют, это ж надо так напроектировать.
14
1
Lynx17.12.2019 19:15:40
Не реновация нужна кварталам, построенным в 40-50 годы, а реставрация и замена инженерных коммуникаций. Так, как строили в то время, сейчас не умеют.
26
6
Lynx17.12.2019 20:13:49
И отстаньте уже от Омск-Центрального. Москва на Фёдоровку денег не даст, инвесторы связываться с сомнительным проектом опасаются, поэтому достраивать её будут за счёт местного бюджета, так что, песню про длинного шмеля мы будем слышать от мэрии бесконечно. Вынос аэропорта за чету города выгоден Буркову - он на этом хорошо пропиарится. Это выгодно застройщикам, т.к. территория с уже готовой инфраструктурой обойдётся им минимальными затратами и принесёт максимальную прибыль. Но это крайне не выгодно жителям города, т.к. добираться до аэропорта станет неудобно, авиабилеты сильно подорожают, рост цен на авиаперевозки приведёт к росту цен на все товары, доставляемые авиатранспортом, а застройка территории Омск-Центрального окончательно забьёт все мосты и подходы к ним - и весь Кировский округ постигнет транспортной коллапс и перегрузка инфраструктуры. Он уже сейчас стоит в пробках, а в магазинах, госконторах, поликлиниках и почтовых отделениях нескончаемые очереди, но будет ещё хуже.
12
1
Аргента17.12.2019 20:23:45
Не затем генпланы, чтобы обустраивать то, что есть! А затем, чтобы рушить и строить!
13
2
мимо проходил18.12.2019 00:45:39
))) Главное, что деньги выделили - не жалко оказалось, а в остальном - гора родит мышь. Даже для 2007-го - и то уже перелом с тучных времен, а ныне - впереди еще просвет нужно увидеть, чтобы о чем-то рассуждать, в плане "планов громадья". Планами отъезд из региона - не остановить.
8
0
ИндиРа18.12.2019 07:16:29
Как раз вчера ехала мимо и умилиласЯ - ул. Маяковского, район примерно где-то между Большевичкой и Степной - огромный белый длинный белый дом обрамляет избушки, уютно пыхтящие дымком из труб!)) Наша, омская, аутентичность!)))
11
1
.18.12.2019 09:40:44
"Все возможно, только нужны усилия и средства"- это пожалуй самая главная мысль статьи. В Омске и с тем и с другим туго.
29
4
Ъ18.12.2019 10:50:11
Еще один танец с бубном вокруг скукоживающегося города. Только про Воркуту верно. Здесь уже жить добровольно никто не хочет, кроме бюджетного ворья и Зэка на ИК..
1
0
Виктор Петрушов18.12.2019 12:21:27
В комментариях без нытья и скулежа ну никак не обойтись. То какая-то особа (или особь, короче ОНО) заливается от имени всех омичей по поводу дискомфорта с доставкой своего тела до аэропорта. Видимо, прекратит стенания только тогда, когда на город грохнется какой-нибудь Боинг или Суперджет. А то местный "шаман с бубном", который много лет никак из Омска свинтить не может, кличет на наш город "воркутизацию". Смешные эти человечки, вносят оживление в будничную жизнь моих земляков.
18
22
Гость18.12.2019 12:25:04
В центральной части города должны находиться административные здания, в спокойных и благоустроенных микрорайонах жить горожане. А вот сам центр, не надо застраивать высотными зданиями из стекла и бетона, надо сделать капитальный ремонт и отреставрировать имеющиеся здания.
1
1
гость18.12.2019 13:14:31
неужели кто-нибудь живущий на левом берегу или в Амуре скажет: о, нет, конечно, на мостах все ровно, без пробок?
8
1
Гость18.12.2019 13:39:43
На словах. как всегда, все логично и здраво. Вот только к реальной ситуации мало имеет отношения. Северные волнуют с частным сектором? А центральная ул. 10 Лет Октября никого не заботит? Сколько там домишек, вросших в землю, с проваленными крышами.Гаражи вдоль дороги.Помойки.И точки по продаже памятников....

Ул. Жукова. Широкая. Конфетку можно сделать, А что сделали?

Ул. Маяковского. Халупы стоят вперемешку с новостройками. Новостройки только что на дорогу не вылезли. У нас очень мало места в городе? или у нас департамента архитектуры нет?

Говорить про Чкаловский поселок - смешно. Вот хоть туда не лезьте. Поработали у кт Космос- что получилось.
7
1
А18.12.2019 13:47:56
Болтовня. План должен на реальности основываться, а не на фантазиях.
7
0
Контрат18.12.2019 14:10:30
Ну да особенно в собачьих бутках в дендропарке!Там нужно оказать помощь срубить деревья ценных пород и расставить бутки,уборные для милых собачек в дорогих сапожках.
5
0
Сергей18.12.2019 15:00:56
Всё красиво излагают о прекрасном и то как могло быть всё хорошо. А основная болезнь любого города то что он тонет в пробках и наоборот в центр нельзя запихать все офисы так как город встанет колом с утра когда все поедут на работу и вечером когда поедут с работы. Основной болячкой станет битва между парками и красотой и тем что необходимо всё таки строительство дублёров дорог вдоль набережной до советского. Те что есть парки хотя бы благоустроили советский на что похож это жуть просто да как и все толком не парки а всего лишь слова. Транспортная схема должна быть заложена в основу и сформированы районы ИЖС и среднеэтажки для того чтоб люди хотели там жить а не как сейчас дают землю многодетным на свалках и подтапливаемых территориях приравнивая их к ссыльным как раньше. Да для того чтобы ород развивался необходим сильный не только духом но и знаниями департамент архитектуры который бы мог на протяжении длительного периода формировать город а не распродать и растащить всё что было.
2
0
Грустный Гуинплен18.12.2019 20:00:08
пусть рисуют...но Северные и Линии это навечно.
3
1
Бизнесмен18.12.2019 20:51:41
Иными словами получается,что на мечте Губернатора Буркова,по самой протяженной набережной в Европе,поставлен крест?
Реально жаль.
Думал,что к 23-24гг построят.
0
7
Гость18.12.2019 23:54:44
Бизнесмен, вместо ля-ля, возьми и построй, тогда войдёшь в историю Омска как вошли многие бизнесмены жившие в городе при царе-батюшке.
0
2
Амурчанин19.12.2019 07:07:54
В Воркуте почти все загнулось и позакрывалось, поэтому народ и свалил. Стало не на что купить еду и платить коммуналку, там теперь квартиры отдают за бесценок, фактически даром. Безработный Омск, вероятно, в будущем ждет та же участь.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru