Почему-то кто-то решил, что у него есть законное право на многомилионную «маржу» с денег налогоплательщиков.
На самоизоляции стал внимательнее читать омские сайты. Заинтересовали меня два здоровенных текста в «Коммерческих вестях», принадлежащие перу «общественника» Александра Лихачева.
Кстати, в начале прошлого года на сайте БК55 был опубликован мой материал, в котором я достаточно четко обосновал, что, во-первых, норматив накопления бытового мусора завышен ровно в два раза, что потом было признано всеми, вплоть до Путина. И, во-вторых, я писал, что ответственным за результаты тех замеров был в числе прочих господин Лихачев, который пытался сделать вид, что он вообще ни причем.
И вот господин Лихачев сам выступает в газете, одним из собственников которой является владелец УК «Левобережье» Юрий Федотов, с гигантскими статьями (по четыре газетных полосы каждая), в которых говорит (если перевести на русский язык):
«Злое «Омскэлектро» украло целый миллиард бюджетных денег, а злющие-презлющие чиновники сейчас этот миллиард быстренько попилят».
Чтобы понять, что на самом деле произошло, надо знать, как работают управляющие компании. И в том числе УК «Левобережье». Итак, УК «Левобережье» — одна из самых крупных в городе УК, где один из самых высоких в городе тарифов на обслуживание домов. Почему тариф оказывается таким высоким?
Управляющим компаниям законом разрешено получать жестко фиксированный доход по графе «управление многоквартирными домами». То есть «накрутить» сверх расходов они не могут. Но могут раздуть расходные графы. Берут такие виды работ, как «обслуживание лифтов» или «мытье подъездов» и… передают специализированным компаниям. Передоверяют их исполнение внешним (якобы) подрядчикам. Расходы на оплату услуг, оказанных подрядчиками, вносят в структуру тарифа. В результате, например, с жителей одного только дома по адресу Рокоссовского, 28, в 2019-м году брали за мытье подъездов 46 572,77 в месяц. И за услуги дворника — 46 186,27 в месяц. Только на дворника и уборщицу жильцы дома «скидывались» почти под сотню тысяч. Вы слышали хоть раз, чтобы за мытье полов в подъездах платили такие деньги? Нет, конечно.
УК «Левобережье» нанимало клининговую компанию, та платила своей сотруднице тысяч 6-8, а остальные деньги оставляла себе на «операционные расходы». Так вот, эти клининговые организации, выполняющие подрядные работы в УК «Левобережье», по «контр-фокусу» и по «спарку» пробиваются как организации, очень близкие к структурам, аффилированным с Юрием Федотовым.
Например, легко находится участие Юрия Федотова в ООО «ЛифтКом» и ООО «Сервис-Лифт» (обслуживают лифты) или в ООО «Благоустройство», среди видов деятельности которого — та самая «уборка»… Некоторые из них даже зарегистрированы по тому же адресу, что и УК «Левобережье» или остальные «управляшки» с участием Юрия Федотова.
Недоверчивый читатель может сказать:
«Конечно, деньги выводятся. Но вряд ли можно заработать гигантские деньги на обслуживании каких-то лифтов».
Но у меня перед глазами два примера. Одна и та же организация, обслуживающая лифты, берет с жителей более старых домов в Нефтяниках по 4 рубля 20 копеек с квадратного метра, а на Левобережье, где дома поновее, но они — «опорные» для УК «Левобережье», почему-то по 4,85. Разница — 65 копеек, но если ее помножить на количество квадратных метров в домах, которые обслуживает одна из самых крупных и мощных «управляшек» Омска? Один дом — это около 11 тысяч квадратных метров, следовательно речь идет о десятках и сотнях тысяч рублей в месяц, появляющихся буквально из воздуха.
И в этом — бизнес-модель работы практически любой управляющей компании в городе. Законы ограничивают их жадность, и на «управлении» много не получишь. Поэтому основная прибыль возникает у «своих» подрядчиков, которые из-за того, что они «свои», могут брать за услуги максимальную цену, и закон их в этом не ограничивает. Управляющая компания — частная организация. Она нанимает подрядчика. И этот процесс никем не контролируется. По закону, тут не нужно ни проведение торгов, ни аукцион, ни что иное. Частник, дескать, сам умный, государство не должно контролировать его расходы.
А вот теперь вернемся к статьям господина Лихачева. Точно такая же схема до сих пор осуществлялась и при проведении капитального ремонта. Управляющие компании находили подрядчиков на работы по капремонту без проведения торгов. Они их не обязаны проводить! Деньги выделялись на основании подготовленных теми же УК дефектных ведомостей и смет и выплачивались через УК подрядчикам.
Я немного разбираюсь в строительстве и в расценках на ремонтные работы. Если внимательно посмотреть сметы прошлых лет, то можно увидеть, что они составлены так, что дают возможность заработать процентов 30-40 от общей суммы.
И вот тут мы переходим к самому сладкому. Управляющие компании привыкли вести бизнес, создавая ситуацию получения сверхприбыли своими контрагентами. Понятно, что не бесплатно. Такие явления, как «откат» и «черный нал» существуют не только в области бюджетных расходов. Я не говорю конкретно про компании Юрия Федотова или Александра Лихачева (у которого тоже есть свои УК). Но, если внимательно посмотреть на расходы «управляшек», то начинает казаться, что их руководители просто гробят свой собственный бизнес, раз за разом нанимая на подрядные работы организации, выставляющие максимальные цены. И почему-то все довольны. Кроме конечного потребителя, то есть жильцов.
Только на моей памяти был случай, когда Фонд капремонта, оплачивая ремонт фасадов и заделку межпанельных швов, расценивал один метр шва в 702 рубля плюс-минус НДС и «коэффициент стесненности». При этом та же организация-подрядчик выполняла ту же самую заделку панельных швов сторонним заказчикам по рыночной цене 500-550 рублей за погонный метр. Причем в последнем случае не было таких объемов, как на подряде у «управляшки». То есть оптом — дороже, чем в розницу, и значительно дороже!
Так вот, эту «вилку» в 150-200 рублей с квадратного метра управляющая компания может попросить «вернуть» ей. Как, каким способом и кому в карман — другой разговор.
Ну, а теперь самое интересное. Почему Александр Лихачев в газете Юрия Федотова клеймит «Омскэлектро», которое получило миллиард на проведение капитального ремонта так называемых «судебных» домов?
Открываем список домов, которые должны быть отремонтированы в этом году за федеральные средства. 274 дома, которые выиграли суды и подписали «мировое соглашение» с мэрией. Берем один миллиард и делим на 274 дома. Да, везде сумма разная, но в среднем получается 3 миллиона 650 тысяч. Это — средняя цена работ на одном доме, которые должны быть проведены в нынешнем году.
Теперь берем адреса всех этих 274 домов и банально через «Дубль-ГИС» обнаруживаем, что 101 из них обслуживается «управляшками», находящимися под контролем Юрия Федотова (одного из хозяев «Коммерческих вестей») и Александра Лихачева (автора двух длиннющих обличительных статей). На этих домах должны быть проведены работы по капремонту примерно на 370-380 миллионов рублей. Это — сумма, которую из-за схемы с «Омскэлектро» не получат организации, подконтрольные автору статей и владельцу газеты. Этим организациям не дадут поставить «своих» подрядчиков на эти работы.
А теперь можно вспомнить о той самой «вилке» в расценках на работы для «своих» подрядчиков и среднерыночной ценой. По моим оценкам, обычно сметы составляются так, что 25-30% от общей суммы вполне можно экономить. Если нанимать «правильных» строителей, которые умеют работать с УК. Если ты сам являешься и автором дефектной ведомости, и заказчиком работ, и контролируешь выполнение, «заработать» на этой схеме 25-30% от общей суммы можно.
Ну, а дальше — простая арифметика. Берем те самые 370-380 миллионов, которые не дали «осваивать» структурам Федотова и Лихачева. Высчитываем из них 25-30%. Получаем по самым скромным прикидкам порядка 100 миллионов. Это — та сумма чистой прибыли, которую не получат Лихачев с Федотовым.
И в этом — главная причина столь щепетильного отношения господина Лихачева к деятельности «Омскэлектро». За 100 миллионов в кризисный год можно не только пару газетных статей написать… за такую сумму можно воробья граблями по всей омской степи гонять.
Омские УК давно привыкли считать «маржу» с денег за капремонт своими законными доходами. Даже сам Лихачев пишет:
«Но это же не интересно — тогда никто из чиновников не покормится около этих денег. И подрядчика «своего» никак не навязать».
То есть он прекрасно знает, как тут можно «покормиться», как можно «покормиться» около денег на капремонт. Потому что та схема, которую в статье приписывают чиновникам, это — их схема, разрушенная ситуацией с «Омскэлектро». Из-за чего грустят все управляющие компании города… И я понимаю господина Федотова и господина Лихачева. 100 миллионов, которые в прошлом году у тебя были, а в этом тебе их не дали — это серьезная потеря.
Единственное, что меня угнетает в этой истории, так это то, что почему-то кто-то решил, что государственные деньги (а деньги на капремонт судебных домов — это бюджетные средства, деньги из наших налогов), так вот, кто-то решил, что имеет законное право на «маржу» с их расходования. Что вообще должна быть какая-то «маржа». И бюджетные средства, и деньги из Фонда капремонта, — это все, по сути, наша плата за конкретную услугу. И почему кто-то считает себя вправе «накручивать» цены за совершенно понятную и конкретную услугу?
ОТ РЕДАКЦИИ. БК55 в рамках обсуждаемой выше темы капремонта готов опубликовать точку зрения других участников конфликтной ситуации, в том числе, и мэрии Омска.